С достижениями транспортной отрасли Башкортостана на днях ознакомилась делегация Липецкой области, специально приехавшая за опытом в Уфу.
- Мы побывали во м ...
С достижениями транспортной отрасли Башкортостана на днях ознакомилась делегация Липецкой области, специально приехавшая за опытом в Уфу.
Мы побывали во многих городах страны, но с уверенностью могу сказать: того, что внедрено в Уфе, нет ни в одном регионе России, сказал заместитель начальника управления дорог и транспорта департамента Липецкой области Валерий Елфимов.
Стоит отметить, что «Башавтотранс» стал одним из немногих предприятий в России, где используются инновационные технологии - мониторинг работы автопарка на базе системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и форма безналичной оплаты проезда с помощью бесконтактных пластиковых карт. Теперь пассажирские перевозки государственного перевозчика стали абсолютно прозрачными и управляемыми.
Эти новшества дают массу преимуществ для развития автотранспортного предприятия и повышения качества услуг населению. Причем в Башкортостане сумели шагнуть еще дальше и совместили тотальный спутниковый контроль всего автопарка с финансовым учетом.
Самое важное в автоматизированной системе оплаты проезда, которую апробировали в «Башавтотрансе», это доскональный учет льготников, считает Валерий Елфимов. - Дело в том, что в любом регионе страны финансисты, выделяя транспортникам средства на перевозку льготной категории пассажиров, лишь приблизительно знают, сколько на самом деле граждан, пользующихся государственными преференциями, передвигаются автотранспортом. И очень часто сумму на покрытие расходов на перевозку льготников берут с потолка. В Башкирии же с внедрением электронного учета таких вопросов возникать не должно, ведь оборудование буквально по минутам отслеживает число льготников, вошедших в любой автобус. Система фиксирует не только реальную стоимость проезда, но и все данные пассажира-льготника: его имя, фамилию и номер социальной карточки. Если такое оборудование будет внедрено в других городах страны, это облегчит работу многих финансовых региональных ведомств.
По словам Валерия Елфимова, то, что автотранспорт - одна из значимых отраслей, доказывает введение монетизации льгот, которое состоялось в 2005 году.
Вспомните, пенсионерам заменили деньгами многие льготы, но на митинги они тогда выходили отстаивать только транспортные преференции, говорит Валерий Иванович. - Именно в 2005 году во многих регионах за счет местных бюджетов бесплатные поездки пожилым людям вернули. Но государство должно контролировать расход денег. А потому система учета льготного проезда, которая действует в «Башавтотрансе», идеальна для того, чтобы обеспечить пенсионерам льготную поддержку, но в рамках разумного.
Руководитель ОАО «Лебедяньавто» Александр Трофимов уже летом этого года намеревается открыть в городе Лебедянь свою автостанцию. Пока здание только строится, однако директор считает, что опыт работы башкирских автовокзалов он должен изучить уже сейчас.
Очень заинтересовала программа, объединившая все станции и вокзалы республики в единую сеть, рассказывает Александр Трофимов. - Эта система позволяет ежеминутно добавлять новые данные об оправке и прибытии автобусов, причем не только местных, но и из любого региона страны.
По мнению руководителя делегации Липецкой области Валерия Елфимова, лучше, когда автовокзалы находятся в управлении коммерческих фирм, которые сумеют привести их в соответствие с европейскими нормами. Ведь во всем мире аутсортинг - один из важных способов экономии.
Еще одна проблема, с которой столкнулись липецкие транспортники, - отсутствие внятных нормативов затрат.
В советские времена научно-исследовательские институты разрабатывали специальные справочники, где четко расписывались нормативы расхода топлива на километр пути, и составлялась структура себестоимости проезда, вспоминает Валерий Иванович. - Сегодня таких расчетов не существует, и это создает определенные трудности, когда заходит речь о компенсации транспортных издержек.
Между тем, в «Башавтотрансе» эту задачу решает навигационный контроль. Компьютер полностью контролирует весь перевозочный процесс, выводя оптимальную цифру расхода горючего для определенной марки автобуса и рассчитывая износ транспортного средства в зависимости от скорости или расстояния, которое преодолела машина. Без участия человека умная программа подскажет, когда следует менять износившиеся шины, а если автобус не прошел техосмотр, то и вовсе откажется выписывать путевой лист. Система же персонифицированного учета точно укажет, сколько поездок совершил тот или иной льготник, и рассчитает сумму, которую затратило на его поддержку государство.
Подобная система нужна не только для государственного контроля, но и для самих руководителей предприятий. К сожалению, существует такое понятие, как человеческий фактор, и со слов водителя не всегда понятно, что на самом деле происходит на маршруте: пользуется ли линия популярностью или, напротив, автобус везет воздух, рассуждает Александр Трофимов.- Компьютер же фиксирует точное число пассажиров, а значит можно говорить об увеличении доходности.
И самое главное, что должно заинтересовать в башкирском опыте всех транспортников, - это обеспечение безопасности перевозок, подчеркнул Валерий Елфимов. - С помощью спутниковой навигации диспетчер контролирует скорость автобуса и в любой момент может связаться с водителем, запретив ему нарушать ПДД. Кроме того, мгновенная связь в случае нештатной ситуации поможет водителю сориентироваться в обстановке, а на маршруте обеспечить непрерывность движения.
Напомним, что поднятые здесь проблемы будут обсуждаться завтра, 9 февраля, на Транспортном форуме в Уфе, который пройдет в здании управления ГУП «Башавтотранс». Он соберет представителей транспортной отрасли Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Пермского края, Свердловской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей.