Новые статьи

Проблемы мусульманского образования обсудили на педсовете в Уфе

29.04.2009 | Разное  | 

Педсовет преподавателей основ Ислама прошел сегодня в уфимской мечети «Ихлас». В этом мероприятии приняли участие представители Духовного управления мусульман Р ...

Проблемы мусульманского образования обсудили на педсовете в Уфе


Педсовет преподавателей основ Ислама прошел сегодня в уфимской мечети «Ихлас». В этом мероприятии приняли участие представители Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), различных общественных и религиозных организаций, а также более 30 духовных наставников, ведущих курсы основ Ислама при мечетях города.

— Подобные семинары становятся уже традиционными, они проводятся дважды в год, однако в таком масштабе это мероприятие проходит впервые, — сказал имам-хатыб мечети «Ихлас» Мухамет Галлямов.

В рамках педсовета были обсуждены наиболее актуальные проблемы просвещения в местных мусульманских организациях и состояние духовного образования в стране в целом.

— К сожалению, ситуация сложилась таким образом, что в современном мире неизмеримо велик оказался разрыв между знанием светским и религиозным, а точнее, знанием о религии, — сказал заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью Руслан Саяхов. — На фоне высокого уровня образованности многие наши соотечественники имеют весьма скудные знания о религии, приверженцами которой себя считают. Причем это справедливо в отношении представителей разных конфессий.

В тех же случаях, когда человек желает разнообразить свой внутренний мир знанием о религии, он сталкивается с проблемой получения этого знания. Наиболее доступными источниками для самообразования сегодня остаются интернет и книги. Но интернету не всегда можно доверять, поскольку информация, размещенная в нем, в большинстве случаев никем не контролируется. Такие тексты могут не соответствовать каноническим первоисточникам, искажать исторические факты. Это же вполне справедливо и в отношении массы издающейся сегодня религиозной литературы. Книжный бизнес - один из самых выгодных, и недобросовестные издатели, преследующие только коммерческий интерес, мало задумываются о том, что они выпускают на прилавки магазинов.

— Необходимо, чтобы отбор материала при знакомстве с религиозным учением велся не самим обучаемым, а наставником, имеющим большой багаж опыта и знаний в этой сфере, — считает Руслан Саяхов. - Наличие наставника имеет большое значение еще и потому, что никакие книги не смогут заменить живой процесс обучения, которому сопутствует общение, подкрепление материала примерами из жизни. Ведь именно на учителе держится духовность нашего общества. Знания, накопленные человечеством на протяжении многих веков, фиксировались на разных носителях, но в роли их интерпретатора всегда выступал учитель - живой человек, без которого бесполезной оказалась бы большая часть библиотек.

Качественные знания о религии получают, как правило, только духовные работники, окончившие религиозные учебные заведения, как в России, так и за рубежом. Но таких людей немного, и это абсолютно нормально, поскольку далеко не каждому уготовано быть священником.

Среди исламского духовенства для того, чтобы упростить процесс получения знаний о религиозном учении широкими массами, все чаще в последнее время практикуется организация специальных курсов при мечетях. Их целью не является подготовка будущего духовенства, на таких курсах люди просто знакомятся с основами религии, учатся терпимости по отношению к представителям других конфессий.

Преподаватели ведут такие курсы на общественных началах. Причем для того, чтобы получить право на такую деятельность необходимо пройти соответствующую аттестацию в ДУМ РБ. В нашей республике первым такую аттестацию прошел коллектив педагогов при мечети «Ихлас». Сегодня здесь ведут курсы 24 преподавателя, а число прихожан, посещающих их, доходит до пяти сотен.

— Такая форма исламского образования имеет целый ряд преимуществ, — считает Руслан Саяхов. - Во-первых, простота организации, по сравнению, например, с медресе. Такие курсы не требуют дополнительных лицензий, специальных площадей и оборудования. Во-вторых, возможность дифференцирования слушателей по возрасту, уровню образования и другим критериям. Если, скажем, среди прихожан формируется прослойка хорошо образованных людей, то для них можно проводить занятия по более серьезным темам с углубленным изучением основ Ислама. Соответственно, если подбирается группа детей, для них организуются свои курсы. Несомненными преимуществами курсов являются и их доступность, поскольку они бесплатны, и большая свобода преподавателя, не ограниченного узкими рамками каких-либо правил, существующих в специальных учебных заведениях, и просто возможность свободного общения людей в здоровой обстановке, организация досуга, что особенно актуально для молодежи.

Наряду с этим у таких курсов пока что есть и ряд существенных недостатков. Основной из них - это низкий уровень взаимной ответственности, как со стороны преподавателя, так и со стороны слушателя. Учащийся может сегодня прийти на занятия, а завтра не прийти, поскольку посещение курсов не является для него обязательным. Соответственно, и учитель, работающий на общественных началах, в любой момент может прекратить процесс обучения. Другой минус курсов состоит в том, что большинство преподавателей, ведущих их, имеют хорошее светское образование, но в сфере религиозного знания являются самоучками.

— Вопросы исламского образования в нашей стране тесно связаны с целым рядом проблем, накопившихся в системе общего образования как в России, так и за рубежом, — считает директор научно-исследовательского центра «Развитие мусульманского образования», профессор БГПУ им. М. Акмуллы Валерий Хазиев. - Проблемы эти связаны с тем, что, начиная с эпохи Просвещения, мировая система образования, прежде всего европейская, была построена на приоритете накопления знания. Эту модель переняли и мы в советскую эпоху. Если взглянуть на наши школы сегодня, то можно увидеть, что с первого по одиннадцатый класс детей пичкают знаниями, 87% которых в последующей жизни им никогда не пригодятся. В то же время дисциплин, которые способствовали бы формированию в сознании подрастающего поколения эстетических и моральных категорий, необходимых каждому человеку на протяжении всей жизни, таких, как дружба, честь, достоинство, любовь, милосердие, сострадание, в школе нет. И хотя и принято считать, что в наших школах процесс обучения совмещен с процессом воспитания, но воспитание это, к сожалению, в большинстве случаев остается чисто формальным.

Основы решения многих из этих проблем современной системы образования, по словам Валерия Хазиева, были заложены еще 13 столетий назад средневековым педагогом и богословом Абу-Ханифой, который рассматривал человека как единение тела, чувств и разума.

— Если рассмотреть метод обучения, предложенный в свое время Абу-Ханифой, в свете современных проблем педагогики, то можно отчетливо увидеть позицию, предлагающую совмещать линейное накопление знаний с воспитанием духовности в человеке, с молитвами и многим другим, что не поддается рациональной систематике, — считает Валерий Хазиев. - Применение подобных методов в наши дни помогло бы обществу избавиться от той узурпации технократизма, которая царит сегодня в образовательной системе. Необходимость этого тем более очевидна, что долгое противостояние науки и религии до сих пор не принесло полной победы ни той, ни другой стороне. Человек всегда будет больше, чем просто его ум и знания. В нем еще много такого, что нельзя положить под пресс эксперимента и практического критерия проверки на истинность. Например, милосердие или чувство красоты.

Что касается непосредственно системы мусульманского образования, то в нашей стране, она, по мнению Валерия Хазиева, должна сохранять и преумножать гуманистические ценности ислама, будучи адаптированной к нашим условиям - менталитету, речи, быту, моде, национальной кухне.

— Ни в коем случае российская система мусульманского образования не может быть скопирована с турецкой, египетской или иранской, — считает Валерий Хазиев. - Во многом она может им даже противоречить. Например, неверным для нас был бы восточный запрет для женщины смотреть мужу в глаза. Жены российских мусульман прошли бок о бок со своими мужьями коллективизацию, индустриализацию, сталинский геноцид, войну и многие другие ужасы XX века, и имеют не меньше прав, чем мужчины.

Наряду с этим, по мнению Валерия Хазиева, российская система мусульманского образования должна использовать все самые современные технические методы обучения, объединять в себе научное и духовное начала, совмещать процесс обучения с процессом воспитания, формировать в человеке патриотизм и толерантность - как конфессиональную, так и национальную.




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления