О состоянии системы республиканского законодательства и основных направлениях ее развития рассказал участникам семинара глав администраций муниципальных образ ...
О состоянии системы республиканского законодательства и основных направлениях ее развития рассказал участникам семинара глав администраций муниципальных образований РБ Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев.
«Динамика социально-политического устройства России привела к необходимости регулирования новых общественных отношений и создания правовых средств его осуществления, отметил спикер башкирского парламента. Функционирование федеральных и региональных органов государства осуществляется в рамках единой государственной власти. Это указывает на необходимость развития системного законотворчества, обусловленного конституционной формой федерализма, позволяющей вырабатывать логически связанную, соподчиненную систему нормативных актов".
Возможность создания субъектами РФ собственной системы законодательства вытекает из основополагающих норм Конституции России. Правотворческая деятельность является ведущей функцией Государственного Собрания - Курултая как высшего представительного и единственного законодательного органа Республики Башкортостан. «В республике вот уже в течение ряда лет непрерывно ведется системное правотворчество в соответствии с федеральным законодательством с целью совершенствования правовых основ реализации государственной политики, сказал Константин Толкачев. Реалии сегодняшней политико-правовой жизни таковы, что закон постепенно становится главным регулятором общественных отношений, способствуя как прогрессивным изменениям в экономической, политической и социальной сферах, так и стабильности в обществе».
Система законодательства Республики Башкортостан имеет комплексный характер, состоит из 6 кодексов и свыше 240 законов, множества подзаконных нормативных правовых актов. Вместе с федеральными правовыми актами (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня) регулирует наиболее важные стороны общественной жизни в соответствии с волей народа Российской Федерации и волей народа Республики Башкортостан. Фундамент законодательства составляет Конституция республики, где нашли закрепление основополагающие начала всей системы нормативных правовых актов. А восходит своими корнями республиканское законодательство к XVI веку, когда было принято решение о добровольном вхождении в состав России.
Сделав исторический экскурс, спикер башкирского парламента перешел непосредственно к анализу системы республиканского законодательства.
«В организации и функционировании публичной власти особое значение имеют законодательные акты, определяющие статус, полномочия и механизм формирования различных государственных органов и институтов, отметил он. - В их числе - законы о Президенте, Государственном Собрании - Курултае, Правительстве, республиканских органах исполнительной власти, Конституционном Суде, Уполномоченном по правам человека, мировых судьях с последующими изменениями и дополнениями и другие. Были внесены изменения в законодательные акты о Правительстве, а также о Государственном Собрании - Курултае с целью усиления контрольных функций парламента над органами исполнительной власти. Принятие правового акта об Уполномоченном по правам ребенка также свидетельствует о непрерывном продолжении работы в направлении укрепления законодательных основ деятельности органов государственной власти».
В основе республиканского законодательства о местном самоуправлении лежит принятый в 2005 году закон «О местном самоуправлении», развивающий нормы федерального законодательства. Им устанавливается порядок формирования органов местного самоуправления, обеспечения их деятельности, взаимодействия с государственными органами, решения иных вопросов, находящихся в сфере их компетенции. На основе внесения изменений и дополнений в действующее законодательство уточнены статус, территориально-организационные основы местного самоуправления, произошло укрупнение территорий сельских поселений. Действует ряд специальных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные направления решения вопросов местного значения и осуществления муниципальной службы.
«Важнейшим направлением нашей законодательной деятельности стало принятие правовых актов с целью реализации государственной экономической политики, создания условий для свободного распоряжения гражданами своими способностями и имуществом, ведения предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности, сказал Толкачев. В их ряду - законы «О порядке подготовки и принятия основных направлений денежно-кредитной политики», «О государственном прогнозировании социально-экономического развития», «О республиканских целевых программах», «О бюджетном процессе», «О межбюджетных отношениях», «Об иностранной инвестиционной деятельности», «О регулировании инвестиционной деятельности», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О развитии лизинговой деятельности», «О приватизации государственного имущества», «Об управлении государственной собственностью», законодательные акты о внесении в них изменений и дополнений, а также многочисленные другие нормативные правовые акты. Был создан также целый пакет правовых актов, являющихся основой развития аграрного сектора».
Такая законотворческая деятельность стала основой сохранения и развития в Башкортостане потенциала промышленности и сельского хозяйства. По основным показателям развития аграрного сектора экономики Башкортостан занимает лидирующие позиции в России. Республика остается одним из доноров федерального бюджета. По уровню кредитных рейтингов, присвоенных авторитетными международными агентствами, Башкортостан находится среди лидеров российских регионов. Разработаны и успешно реализуются более 76 инвестиционных проектов по строительству новых, расширению и реконструкции действующих производств. В настоящее время готовится к осуществлению большое количество инвестиционных проектов, рассчитанных до 2014 года.
В комплексе с сооружением устойчивой экономической системы, обеспечивающей создание нормальных условий жизни для населения, целенаправленно формируются законодательные основы сохранения экологически благоприятной для людей окружающей среды. Кодекс о недрах, Экологический кодекс, законы «О подземных коммуникациях», «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О домашних животных», «О мелиорации земель», «О питьевой воде», «О растительном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О регулировании водных отношений», «О регулировании лесных отношений», «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства» и другие относятся к числу таких законов.
«Предпринятые меры позволили значительно совершенствовать экологическое законодательство, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и бережное использование природных богатств, отметил спикер башкирского парламента. - По свидетельству авторитетных федеральных экспертов, экологическое законодательство, сформированное в республике, по праву является одним из самых развитых среди субъектов Российской Федерации.
В Башкортостане построены правовые основы реализации сильной социальной политики, направленной на защиту интересов наиболее малообеспеченных слоев населения. Таковыми являются законы «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил», «О социальной поддержке инвалидов», «О социальной поддержке жертв политических репрессий», «Об адресной социальной помощи», «О социальном обслуживании населения», «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» и другие законодательные акты.
В них установлены меры государственной поддержки ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Предусмотрены ежемесячные денежные выплаты взамен отмененных на федеральном уровне льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и других прав и льгот.
Политика, направленная на поддержку наиболее нуждающихся слоев населения, опирается также на законодательство об охране семьи, материнства, отцовства и детства, в которое включаются Семейный кодекс, законы «Об основных гарантиях прав ребенка», «О ежемесячном пособии на ребенка», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О государственной поддержке многодетных семей», «О государственной поддержке молодых семей» и иные законодательные акты».
Константин Толкачев напомнил, что в Башкортостане многодетные семьи, имеющие девять и более детей, от государства в качестве безвозмездной помощи получают микроавтобусы «ГАЗель». Семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, за счет средств республиканского бюджета предоставляется социальная выплата, право на которую удостоверяется жилищным сертификатом. На 500 рублей увеличен размер пособий, выплачиваемых семьям, имеющим четверых и более детей. Сохранены и принимаются новые социальные обязательства в отношении нуждающихся категорий населения, повышены размеры ежемесячного пособия отдельным категориям многодетных семей, пособия по уходу за ребенком-инвалидом.
Созданы законодательные основы реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. Сформирована нормативная база обеспечения развития спорта, физкультуры и туризма. В результате исполнения принятых законодательных решений Башкортостан сегодня по совокупности демографических показателей входит в число 25 наиболее благополучных субъектов Российской Федерации, а по уровню рождаемости занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа.
Приняты законодательные акты реализации конституционных прав народов Башкортостана на развитие культуры и образования, создавшие фундамент для мирного сотрудничества представителей различных национальностей, осуществления межкультурного диалога, сохранения общественной стабильности. Созданы правовые основы использования государственных символов, присвоения наград гражданам за особые заслуги перед обществом, применения иных атрибутов государственности. Уделяется большое внимание формированию административного законодательства, оптимизации административно-территориального деления в рамках компетенции республики.
«Вместе с тем, в развитии системы республиканского законодательства имеются определенные проблемы, которые требуют внимания общественности, заявил Константин Толкачев. Вот уже в течение ряда лет проявляется стремление федерального законодателя к детализации регулирования общественных отношений, делающее почти невозможным учет в праве местных особенностей и специфики. Тем не менее, нами вносились и вносятся изменения и дополнения в уже действующие законы с учетом динамики федерального законодательства».
Другим не менее важным направлением парламентской деятельности Председатель Госсобрания РБ определил совершенствование правоотношений в сфере местного самоуправления, углубление их содержания, поскольку от качества реализации муниципальной власти зависит очень многое в процессах становления гражданского общества и формирования правового государства.
«Мы должны отдавать отчет в том, что соблюдение норм Конституции, законодательства субъектов Российской Федерации, формирование стройной системы республиканского законодательства является неотъемлемой составляющей становления федеративной государственности, сказал он. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан - важнейшая конституционная обязанность органов власти».
Но низкая правовая культура, правовые ошибки должностных лиц, работников органов публичной власти негативно действуют на механизм осуществления государственного управления. Поэтому, в сложившихся условиях особое значение имеет усиление работы по формированию правовых основ реализации государственной политики на основе более действенного использования мониторинга действующего законодательства, партийного механизма выражения спектра общественных интересов, парламентских слушаний, посвященных обсуждению узловых проблем развития системы права, применения иных прогрессивных форм законотворческой деятельности.
«В Башкортостане сформирована эффективная система законодательства, позволяющая позитивно регулировать совокупность общественных отношений, обеспечить рациональную деятельность органов публичной власти, подвел итог Константин Толкачев. - Она является основой учета местных особенностей и специфики, целесообразного использования нашего потенциала, ресурсов и упорядочения социальной практики.
Такой подход позволил добиться становления Башкортостана как одного из самых развитых в государственно-правовом, социально-экономическом и культурно-духовном отношении регионов Российской Федерации. Это является важным вкладом Государственного Собрания - Курултая, всех субъектов права законодательной инициативы, партий, общественных движений и граждан в формирование современной системы законодательства Республики Башкортостан и всемерное обогащение ее содержания».