Республиканский круглый стол «Роль государственных и родных языков в воспитании гражданина нового Башкортостана» завершил IV Кирилло-Мефодиевских чтения, прошед ...
Республиканский круглый стол «Роль государственных и родных языков в воспитании гражданина нового Башкортостана» завершил IV Кирилло-Мефодиевских чтения, прошедшие в Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им.М.А.Шолохова, в рамках Дней славянской письменности и культуры в Республике Башкортостан.
Круглый стол собрал учителей родных языков и литературы со всей республики, ученых, активистов национальных общественных объединений. В нем приняли участие представители Министерства культуры и национальной политики РБ, Министерства образования РБ, Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования.
Приветствия участникам круглого стола направили заместитель Премьер-министра Правительства РБ, министр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев и министр образования республики Зиннат Аллаяров.
В приветствии заместителя Премьер-министра Правительства РБ Ильдуса Илишева, которое зачитала главный специалист отдела национальной политики Министерства культуры и национальной политики Айгуль Хабибуллина, отмечено, что 2010 год Генеральная ассамблея ООН объявила Международным годом сближения культур народов мира, пройдет он под эгидой ЮНЕСКО, основной мотив деятельности этой международной организации достижение взаимопонимания и налаживание межнационального и межконфессионального диалога. В Башкортостане, где проживают представители более 130 народов, этому традиционно уделяется особое внимание. 20 лет назад, когда был взят курс на расширение самостоятельности республики, был провозглашен принцип: каждый должен иметь возможность изучать родной язык и знать культурные традиции своего народа независимо от места проживания.
В Башкортостане создана одна из самых развитых в стране систем национального образования: обучение в школах ведется на шести родных языках, а 14 изучаются как предмет. В настоящее время уже 73% учащихся изучают свой родной язык. За 20 лет количество школ с изучением родных языков выросло более чем в два раза. На шести языках наиболее многочисленных народов издаются газеты и журналы. Правовой базой такой толерантной языковой политики являются «Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы», Государственная программа «Народы Башкортостана», законы Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», «Об образовании», «О культуре», «О национально-культурных объединениях» и другие.
Безусловно, особая миссия у Башкортостана по сохранению и развитию башкирского языка, который в республике наряду с русским имеет статус государственного, подчеркнуто в приветствии Ильдуса Илишева. - Башкортостан ЂЂЂ единственное место, где башкирский народ может получить поддержку на государственном уровне в сохранении и изучении родного языка, развитии национальной культуры. Причастными к своей исторической родине остаются и башкиры, живущие далеко за ее пределами. Поддержка и развитие социальной, экономической, духовной, культурной и языковой жизни башкирского населения Российской Федерации предусмотрены в Государственной программе Республики Башкортостан «Башкиры Российской Федерации». Наша общая задача состоит в том, чтобы на всех уровнях была признана важность языкового разнообразия, важность изучения родного языка.
На пленарном и секционных заседаниях участники круглого стола обсудили опыт и проблемы преподавания государственных и родных языков в образовательных учреждениях Республики Башкортостан; актуальные проблемы башкирской, тюркской и общей филологии; роль и значение государственных и родных языков в патриотическом и интернациональном воспитании молодого поколения.
Как отмечалось во многих выступлениях, в настоящее время родные языки оказались в зоне риска, на грани исчезновения. Выросло несколько поколений, не знающих родного языка. Работники образования и активисты национально-культурных объединений сегодня являются чуть ли не единственными проводниками идеи сохранения и развития родных языков, поэтому они должны занять активную позицию в решении этой проблемы. Поскольку утрата языка - основной «симптом» исчезновения любого этноса. Федеральным законом о языках народов Российской Федерации языки всех проживающих на её территории этносов объявлены национальным достоянием и культурным наследием, которым гарантируется государственная поддержка, содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке, создании необходимых условий для сохранения и развития языков. И все разговоры о необходимости «прагматизма» и «учёта реальных возможностей» в этой сфере, которые порой ведутся на федеральном уровне, мягко говоря, неуместны. Если исходить из подобных «прагматических» соображений, ситуация в стране будет складываться таким образом, что многие языки вскоре попадут в «Красную книгу». Поэтому так важно на региональном уровне сконцентрировать усилия на этом направлении.
Руководитель Центра национальных проблем образования Ольга Артеменко акцентировала внимание участников круглого стола на том, что в учебных планах, разосланных Министерством образования и науки РФ в российские регионы, нигде не заявлены государственные национальные языки. Это при том, что Конституция Российской Федерации четко установила статус этих языков, которому должны соответствовать учебные планы. К тому же в 2009 году в статью 29 Федерального закона об образовании внесена поправка, предусматривающая участие субъектов Российской Федерации в разработке национального регионального компонента федерального образовательного стандарта. Поэтому решение проблемы теперь зависит от позиции регионов, их настойчивости в отстаивании своего права на сохранение родного языка и культуры.
Наша задача состоит в том, чтобы вырастить хорошо образованное конкурентоспособное поколение, которое гордится своим родным языком и культурой, подчеркнула Ольга Артеменко.
Участники круглого стола приняли резолюцию, в которой подчеркнуто, что преподавание государственных и родных языков является одним из самых эффективных способов формирования гражданского сознания и национальной идентичности молодых людей, и уникальный опыт Башкортостана по изучению родных языков достоин обобщения и широкого распространения в субъектах Российской Федерации.