В последние годы государственные органы и общественность Республики Башкортостан с повышенным вниманием относятся к вопросам борьбы с наркоманией. Но это подтве ...
В последние годы государственные органы и общественность Республики Башкортостан с повышенным вниманием относятся к вопросам борьбы с наркоманией. Но это подтверждает и тот факт, что общество не одержало еще окончательной победы в профилактике наркомании. Думается, что мы должны больше говорить именно о профилактике этого злейшего явления, ибо необходимо прикладывать основные усилия на раннем этапе, когда можно предупредить перерастание вредной привычки в болезнь.
Основная опасность наркомании заключается в том, что наркомания и ее последствия направлены прежде всего на молодежь, на наше будущее. Количество наркозависимых в стране на сегодня по наиболее достоверным оценкам составляет примерно 2 2,5 миллиона человек, причем 90 процентов из них употребляет героин. При этом больше половины молодые люди до 30 лет, в том числе представители студенчества.
По разным оценкам из 7 миллионов российских студентов более двух миллионов пробовали наркотики хотя бы раз, что свидетельствует о высокой толерантности студенческой среды к наркотикам.
Об уровне наркотизации в стране ярко свидетельствуют следующие факты: за прошлый год ликвидировано 6500 наркопритонов, пресечена криминальная циркуляция почти 10 тысяч оптовых партий наркотиков, изъяты из оборота 700 миллионов разовых доз, привлечены к уголовной ответственности 120 тысяч наших сограждан. А в судах по наркотикам слушается каждое четвертое дело это больше, чем по кражам. Россия стала единственной страной в мире, где количество судебных решений по наркотикам в полтора раза больше, чем соответствующих решений по кражам.
Последствия наркомании - это не только около 30 тысяч умирающих в год, но и несостоявшиеся семьи, неродившиеся дети, исключенные из экономической деятельности люди, причем и те, которые распространяют наркотики, и те, которые от них зависят, наконец, чисто экономический ущерб, включая затраты на пенитенциарную и судебную системы, реализацию полицейских функций и так далее. Совокупные потери общества в денежном выражении составляют 3 процента ВВП то есть более триллиона рублей в год.
Это говорит о масштабе проблемы наркотиков в России, которая давно вышла за пределы компетенции только органов Госнаркоконтроля и стала ключевой национальной проблемой, представляя реальную угрозу здоровью и генофонду нации, экономике страны, национальной безопасности государства, затрагивая практически все сферы жизнедеятельности государства и общества. Преступления и правонарушения в этой сфере приобретают массовый характер.
Все большее число специалистов сходятся в том, что вовлечение в наркопотребление происходит тогда, когда в трудной жизненной ситуации человек оказывается не способен реализовать свой личностный потенциал и в этот момент возникает желание компенсировать невозможность собственной самореализации манипулированием своим сознанием в целях получения суррогатного счастья.
Последствия мирового финансового кризиса, приведшего к повышению численности безработных, снижению реального уровня жизни населения, способствуют росту числа лиц, находящихся в наркотической зависимости. К сожалению, приходится констатировать, что последствия кризиса будут ощущаться еще не один год.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, руководство страны глубоко понимают важность и актуальность проведения государственной антинаркотической политики. 8 сентября 2009 года под председательством Президента России состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков». Впервые за последние годы Совет Безопасности полномасштабно рассмотрел данную проблему и принял решения, которые охватывают все основные проблемы и направления деятельности в сфере антинаркотической политики страны.
Президент Российской Федерации отметил, что в ситуации произошедшего за период 1990-х годов феноменального эпидемиологического роста в стране немедицинского потребления наркотиков - примерно в 20 раз принимаемые органами государственной власти меры по предупреждению и пресечению нелегального оборота наркотиков, профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией неадекватны масштабам проблемы, а общество не обеспечено должным уровнем защищенности.
По предложению главы российского государства был разработан проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, построенный на основе современных методик и принципов. Надо сказать, по объему охватываемых задач, по системности и комплексности подходов документа такого уровня в России еще не было. Особенностью подготовки этого важного документа стало его фактически всенародное обсуждение. В ходе обсуждения и выработки проекта Стратегии была проведена объемная работа. Активность показали межведомственные рабочие группы, действующие в субъектах федерации, в том числе и в Башкортостане, местные антинаркотические комиссии, выездные совещания в федеральных округах, организованные Советом Безопасности по этой тематике, что позволило провести серьезный анализ ситуации и выработать новые подходы по ключевым направлениям стратегии.
Впервые в стране создана перспективная (до 2020 года) комплексная стратегия, определяющая концепцию государственной антинаркотической политики Российской Федерации, имеющая целью существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Важно, что этот актуальный и своевременный документ включает в себя систему стратегических приоритетов и мер, а также координирует деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений, направленную на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Очень важно, что предлагаемые Стратегией меры основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности. Конкретно определяя субъекты антинаркотической деятельности и задачи, стоящие перед исполнительными и судебными органами федеральной и региональной государственной власти, муниципальными образованиями, общественными институтами и религиозными объединениями, Стратегия выполняет свою основную миссию - объединение всего общества в борьбе с наркоманией.
Убежден, что государственные и муниципальные органы власти Республики Башкортостан, все общественные институты воспримут Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации как руководство к действию.
Для Республики Башкортостан характерны как общие тенденции, происходящие в глобальном и российском масштабах, так и местная специфика. Наркоситуация в Башкортостане, как и в целом по стране, продолжает оставаться напряженной. В последние годы отмечается тенденция возрастания численности состоящих на учете наркопотребителей (включая больных). В 2009 году их количество увеличилось почти на 12 процентов. На сегодняшний день в республике состоит на учете около 5400 наркоманов и более 2700 потребителей наркотиков.
Но в то же время с началом деятельности органов наркоконтроля в республике, активизации правоохранительных, государственных и общественных структур в сфере противодействия наркомании, реализации государственной антинаркотической политики наметилась устойчивая тенденция к стабилизации уровня наркомании. Показатель наркозаболеваемости в Башкортостане (134,2 на 100 тыс. населения по итогам 2009 г.) гораздо ниже, чем в Приволжском федеральном округе (234,0) и почти в два раза ниже, чем по Российской Федерации (252,2).
В этом мы видим положительные итоги деятельности Управления наркоконтроля России по Республике Башкортостан, отметившего в марте семь лет своей деятельности, которое является лучшим в Приволжском федеральном округе и входит в число лучших территориальных органов наркоконтроля в стране. В прошлом году Управлением был осуществлен ряд серьезных мер по координации деятельности республиканских органов исполнительной власти, министерств, ведомств общественности по противодействию незаконному обороту наркотиков, которые увенчались парламентскими слушаниями в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан. Успешно реализованы мероприятия Федеральной и Республиканской антинаркотических программ на 2007-2009 годы, принята Республиканская программа на 2010-2014 годы.
Стабилизации наркоситуации в республике способствуют реализация программных мероприятий, эффективная правоприменительная практика в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, укрепление материально-технической базы медицинских и реабилитационных учреждений, качественное проведение широкомасштабных профилактических, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и пропагандистских акций. Но продолжают сохраняться моменты негативного характера. Так, несмотря на определенную стабилизацию, возрастает уровень наркопреступности среди несовершеннолетних, происходит увеличение числа осужденных за наркопреступления.
Противодействием наркомании является осуществление в республике целого комплекса мероприятий, направленных на поддержку и оздоровление жизни наших сограждан, семьи и подрастающего поколения. Ведется активная разъяснительная работа среди населения. Действует система организации соревнований, олимпиад, фестивалей, конкурсов и других массовых акций, направленных на приобщение детей к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Создаются новые центры социально-психологической помощи семье, детям и молодежи. Активно строятся спортивные сооружения. Растет количество спортивных школ, клубов, станций и секций. Расширяется система детских и подростковых клубов и объединений. На сегодняшний день в Башкортостане действуют десятки подростковых клубов и молодежных центров, центров социально-психологической помощи семье, детям и молодежи.
Положительное влияние оказывает развитие гражданского общества. Так, на начало года в республике зарегистрировано 4484 некоммерческие организации, в том числе почти 2500 общественных объединений, 830 религиозных организаций. Действуют сотни общественных организаций, общественных движений, фондов, союзов, палат и ассоциаций. Работает общественная палата Республики Башкортостан, завоевывает авторитет Молодежная общественная палата при Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан, создан институт Уполномоченного по правам ребенка. На сегодня интересы молодежи в республике представляют более 70 детских и молодежных общественных объединений, куда входят около 275 тысяч человек.
Реализуются Президентские программы «Дети Республики Башкортостан» и «Молодежь Башкортостана». Активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов по социально-гуманитарным вопросам и законодательству в муниципальных образованиях. Действуют Республиканская программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан, комплексные программы борьбы с наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом среди населения в большинстве городов и районов республики. Работает Межведомственная комиссия по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции на территории Башкортостана, имеющая во многом схожие задачи. Растет влияние республиканской общественной организации «Город без наркотиков».
Важную позитивную роль в пропаганде здорового образа жизни сыграл принятый впервые в России нашим парламентом еще в 2001 году республиканский Закон «О профилактике табакокурения в Республике Башкортостан». Очень своевременно был принят Закон Республики Башкортостан «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан», который вступил в силу 31 июля 2005 года. Он позволил определить единую политику, предусмотрел комплекс мер по решению этой проблемы, определил конкретные задачи и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации, негосударственных организаций в этой сфере.
Имеется настоятельная необходимость оперативного решения органами государственной власти в рассматриваемой сфере комплекса задач, в том числе в части:
создания и институализации системы профилактики наркомании;
выработки общественного иммунитета к наркомании;
создания системы интенсивного вовлечения молодежи в программы развития страны;
создания нового технологического уклада, основанного на экономике знания и конкурентоспособности в глобальном масштабе и др.
Основная нагрузка по созданию и институализации системы антинаркотической политики должна ложиться на законодателей и российскую науку.
В Государственном Собрании Курултае Республики Башкортостан уделяется постоянное внимание развитию и совершенствованию антинаркотического законодательства. Вопросы профилактики наркомании и борьбы с этим социальным злом являются предметом обсуждения на парламентских слушаниях и «круглых столах». Ведется активная работа по внесению законодательных инициатив в сфере борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ. В частности, в последние годы по инициативе республиканских законодателей в Государственную Думу был ряд проектов федеральных законов.
Так, проект Федерального закона № 147468-з «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» предусматривал уголовную ответственность за предоставление помещений для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Как показывает практика, каждый потребитель наркотиков за год вовлекает в потребление наркотических средств от 10 до 15 человек, при этом процесс вовлечения происходит в большинстве случаев не на улице, а в помещениях. Имеющаяся в Уголовном кодексе Российской Федерации статья об ответственности за организацию и содержание притона для потребления наркотических средств оставляет пробел в праве, не позволяющий привлечь к ответственности лиц, однократно предоставивших помещение для потребления наркотиков.
Данный проект был концептуально поддержан, но отклонен по мотивам целесообразности установления не уголовной, а административной ответственности за предоставление помещения в целях потребления наркотиков, с чем, надо сказать, наши депутаты не согласны.
Еще одним проектом федерального закона № 164888-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагалось установить административную ответственность за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ в помещении юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли (услуг). Депутаты парламента Башкортостана убеждены, что установление ответственности должностных и юридических лиц за допущение вышеуказанных нарушений направлено на предупреждение распространения и потребления наркотиков в местах досуга молодежи.
Указанный проект был отклонен по надуманной причине отсутствия в законодательстве Российской Федерации норм, обязывающих должностных лиц принимать меры по недопущению незаконного оборота или потребления наркотических средств или психотропных веществ в помещении юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли (услуг).
Государственное Собрание Курултай Республики Башкортостан разработало также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором предлагало наделить муниципальные предприятия и учреждения правом изготовления и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, уничтожение психотропных веществ, внесенных в Список III. Сейчас осуществление переработки, распределения и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ только государственными унитарными предприятиями и учреждениями вынуждает муниципальные лечебно-профилактические учреждения здравоохранения заключать с государственными предприятиями и учреждениями договоры на оказание вышеперечисленных услуг. Государственные лечебно-профилактические учреждения находятся в положении монополистов и назначают для уничтожения наркотических средств и психотропных веществ неоправданно высокие цены либо отказываются от заключения соответствующих договоров. Транспортные расходы по перевозке наркотических средств и психотропных веществ также ложатся непомерным бременем на местные бюджеты. Все вышеперечисленные причины приводят к накоплению наркотических средств и психотропных веществ с нарушенными сроками их уничтожения, что чревато их утратой и хищениями.
Федеральный законодатель посчитал, что решение этих проблем следует искать не в плоскости изменения законодательства, а путем уточнения подзаконных актов. Одним из мотивов отклонения проекта стала нежелательность увеличения числа субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с уничтожением наркотических средств и психотропных веществ, что может повлечь ослабление контроля за данной деятельностью и создать условия для попадания в незаконный оборот подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ.
Проект федерального закона № 263879-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривал установление административной ответственности за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Проверки показывают, что наркотические средства и психотропные вещества, применяющиеся в медицинских целях в лечебно-профилактических учреждениях, прекурсоры, находящиеся в учебных классах образовательных учреждений, на промышленных предприятиях, ввиду нарушения должностными лицами установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров попадают в незаконный оборот и используются наркозависимыми лицами для употребления и изготовления наркотических средств.
Статьей 6.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. А ответственность за нарушения правил оборота самих наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена статьей 228.2 УК РФ в случаях, если нарушение правил повлекло их утрату, либо совершено из корыстных побуждений, либо повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, сложился правовой вакуум в отношении квалификации и наказуемости деяния, выражающегося в нарушении правил оборота самих наркотических средств и психотропных веществ, не повлекшем их утрату или иные последствия.
Законопроект был поддержан Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и впоследствии по результатам его рассмотрения был принят Федеральный закон от 28 июня 2009 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Государственным Собранием Курултаем Республики Башкортостан четвертого созыва также осуществляется законотворческая деятельность по разработке проектов федеральных законов по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков. В частности, в настоящее время в порядке исполнения рекомендаций парламентских слушаний, проведенных 17 ноября 2009 года, на тему «Приоритетные направления профилактики наркомании и актуальные проблемы совершенствования антинаркотического законодательства» в разработке находятся проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения к вопросам местного значения участие в профилактике наркомании, «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части установления обязательного учета лиц, допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части усиления ответственности за реализацию курительных смесей с нарушением санитарно-эпидемиологических норм.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
В республике много делается для противодействия наркомании, однако действующие многочисленные программы и законодательные акты недостаточно эффективны, так как в большинстве своем ориентированы на борьбу с последствиями, а не на устранение причин наркомании. Деятельность органов государственной власти, занимающихся данной проблемой, зачастую нескоординирована и разрознена, носит несистемный характер. В числе основных причин слабой эффективности проводимых в республике антинаркотических мероприятий можно отметить неудовлетворительное финансирование федеральных и региональных программ по профилактике наркомании, недостаточную численность и материально-техническое оснащение подразделений и служб, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, не задействован пропагандистский потенциал политических партий, общественных объединений и движений, средств массовой информации, всего гражданского общества.
Не в полной мере используются меры уголовного и административного воздействия по противодействию наркомании. В свою очередь, депутаты Государственного Собрания намерены еще более активно использовать свое право законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы в части ужесточения наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, вовлечением несовершеннолетних в наркоманию.
Уверен, что консолидированные усилия всех государственных и общественных институтов в борьбе с наркоманией, расширение социально-экономических мероприятий по профилактике наркозависимости, обеспечение правоохранительными органами неотвратимости реакции государства на любые правонарушения и совершенствование их деятельности по противодействию наркобизнесу обеспечит реальные результаты в борьбе с этим злом. От качества нашей общей работы зависит будущее молодых поколений, а значит и будущее всего государства.