Новые статьи

Общемировые тенденции в профилактике наркопотребления

29.04.2009 | Разное  | 

При планировании и проведении профилактических мероприятий самой разной направленности следует не только оценивать их с точки зрения социально-экономической эф ...

Общемировые тенденции в профилактике наркопотребления


При планировании и проведении профилактических мероприятий самой разной направленности следует не только оценивать их с точки зрения социально-экономической эффективности, культурной адекватности и пр., но и учитывать имеющийся богатый опыт, в том числе и зарубежный. В настоящей статье нам хотелось осветить основные моменты общемировых тенденций в профилактике наркопотребления.

В Европейском союзе насчитывается порядка 2 миллионов потребителей наркотиков; преступления, связанные с наркотиками стоят Англии и Уэльсу более 13 миллиардов фунтов в год и наносят вред здоровью сотен тысяч наркоманов; каждый год, злоупотребление наркотиками и зависимость от них стоят налогоплательщикам США почти 534 миллиарда долларов, которые идут на здравоохранение, судебные издержки, расследование преступлений и другие затраты. «Российское общество ежегодно теряет от афганского героина 30 тыс. молодых жизней».

Во Всемирном докладе о наркотиках за 2008 г. отмечается, что «необходимо достичь прогресса в трех областях:

Во-первых, здоровье населения, являющееся первым принципом осуществления контроля над наркотиками, должно вновь занять центральное место. В настоящее время объем ресурсов и политическая поддержка, оказываемая общественной безопасности и охране правопорядка, намного превышают финансовую и политическую поддержку общественного здравоохранения. Здесь необходимо восстановить равновесие. Зависимость от наркотиков - это болезнь, которую необходимо лечить, как и любую другую. Необходимо выделять больше средств на профилактику потребления наркотиков, лечение тех, кто является наркозависимым, и снижение отрицательных медицинских и социальных последствий злоупотребления наркотиками.

Во-вторых, контроль над наркотиками необходимо рассматривать в более широком контексте предупреждения преступности и верховенства закона, чтобы разорвать связи между незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией и терроризмом.

Некоторые районы мира, являющиеся крупнейшими производителями наркотиков (в Афганистане, Колумбии и Мьянме), неподконтрольны центральному правительству.

Незаконный оборот наркотиков наносит ущерб национальной безопасности (например, в некоторых районах Центральной Америки, Карибского бассейна, Мексики и Западной Африки). Деньги, нажитые на торговле наркотиками, используются как средство коррупции и источник финансирования террористов; в свою очередь, коррумпированные чиновники и террористы способствуют производству и незаконному обороту наркотиков.

В-третьих, защита общественной безопасности и охрана здоровья населения должны осуществляться таким образом, чтобы при этом не страдали права человека и человеческое достоинство. Отмечаемое в этом году 60-летие принятия Всеобщей декларации прав человека служит для нас полезным напоминанием о неотъемлемых правах человека на жизнь и справедливый суд. Хотя наркотики убивают, мы не должны убивать из-за наркотиков. По мере нашего продвижения вперед права человека должны стать частью контроля над наркотиками.

Одним словом, чтобы не сдавать свои позиции и продолжать работу по уменьшению масштабов угрозы, которую представляют собой наркотики, необходимо уделять больше внимания снижению спроса на наркотики, содействию безопасности и развитию в крупнейших районах производства наркотиков в мире, оказанию помощи государствам, попавшим под перекрестный огонь незаконного оборота наркотиков, и недопущению распространения наркотиков в странах с переходной экономикой».

После Второй мировой войны Организация Объединенных Наций приняла Протоколы по опию в 1946, 1948 и 1953 гг., прежде чем в 1961 г. была принята Единая конвенция, навсегда изменившая способ, которым мир пытался справиться с контролируемыми веществами. Конвенция 1961 г. не охватывала, за исключением синтетических опиатов, синтетические наркотики, которые распространились в течение десятилетия после ее принятия, поэтому десять лет спустя потребовалось принятие второй конвенции - Конвенции о психотропных веществах (1971 г.). Наконец, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. объединила и рационально выстроила ряд соглашений и деклараций в стройную систему международного контроля.

В настоящее время практически все страны мира присоединились к конвенциям. 96 процентов государств (186 стран) являются участниками принятой в 1961 г. Единой конвенции о наркотических средствах, 94 процента (183 страны) являются сторонами Конвенции 1971 г. о психотропных веществах. Примерно такое же количество стран (182 страны) являются сторонами Конвенции 1988 г. Эти показатели присоединения - одни из самых высоких для всех когда-либо принятых Организацией Объединенных Наций многосторонних конвенций.

Некоторые наиболее амбициозные задачи, поставленные на специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 г., решить не удается.

Дальнейшее продвижение вперед на основе достижений недавнего прошлого возможно только при условии решения следующих трех задач:

подтверждение базовых принципов;

повышение эффективности системы контроля над наркотиками;

осознание непредусмотренных последствий, ограничение их масштабов и решение связанных с ними проблем.

Не подлежит сомнению, что контроль над наркотическими средствами и выполнение конвенций о наркотиках должны осуществляться при должном учете вопросов охраны здоровья и защиты прав человека. О первой проблеме подробно говорилось выше, когда речь шла об общественном здравоохранении и системе контроля над наркотиками. Вопрос о правах человека, защита которых приобретает характер все более широкого международного движения, также выходит на первый план при осуществлении некоторых мер по контролю над наркотиками. В настоящее время государства - члены Организации Объединенных Наций расходятся по вопросу об отношении к смертной казни (в том числе и за преступления, связанные с наркотиками). Недавно принятый Генеральной Ассамблеей мораторий на применение высшей меры наказания стал шагом вперед в этом направлении, однако существует разрыв между международными стандартами и законами отдельных государств, который необходимо преодолевать путем переговоров и распространения наиболее успешного опыта решения этих сложных вопросов.

Таким образом, можно констатировать, что международная система контроля над наркотиками - это одно из важнейших достижений в политической сфере, получившее практически всеобщее признание. Система обеспечивала контроль над проблемой незаконных наркотиков на протяжении целого столетия и в течение последних десяти лет. Однако эта система пока не решила проблему, для решения которой она создавалась. То, каким образом функционировала система контроля над наркотиками, привело к ряду непредусмотренных последствий - возникновению криминального черного рынка, смещению политического курса, географическим перемещениям, «замещению веществ» и маргинализации потребителей наркотиков. Для того чтобы добиться успехов в следующем десятилетии и сделать систему контроля над наркотиками более соответствующей своему назначению, необходимо будет решить три задачи: подтвердить приверженность базовым принципам (многосторонность и охрана здоровья населения), повысить эффективность системы контроля (одновременно решая вопросы обеспечения соблюдения закона, предупреждения, лечения и снижения вреда) и смягчать непредусмотренные последствия.

Если описать международную систему контроля при помощи трех ключевых понятий, то получится следующее:

Выборочность по отношению к наркотикам. Доминирование индустриально развитых стран. От регулирования рынков к регулированию поведения индивидов.

В западных странах в отличие от России, где проблема широкой распространенности употребления наркотиков возникла относительно недавно, достаточно высокие показатели наркотизации населения фиксируются уже десятки лет. Столько же существуют и споры вокруг того, какую политику должно проводить государство в отношении немедицинского употребления наркотиков, и что должно делать общество, для того чтобы минимизировать отрицательные последствия наркотизма.

В основе прогибиционистской антинаркотической политики лежит коллективистская идеология (даже если в странах, где она проводится, преобладает индивидуализм в других жизненных сферах), ставящая интересы коллектива (так как их понимают адепты такой политики) выше прав личности.

Резкий рост наркопотребления в России, отмечающийся с середины 90-х гг. ХХ в., сопровождался увеличением числа работ, посвященных социологическому анализу наркотизма, выполненных с использованием как количественных, так и качественных методов. При этом стоит отметить появление социологических исследований критического характера, в которых доминирующие медицинский и юридический дискурсы наркотизма, а также дискурс СМИ о наркотиках становятся объектом социологической рефлексии (У.Блюдина, Я.Гилинский, О.Доброштан, Л.Кесельман, И.Костерина, Е.Лукьянова, М.Мацкевич, Е.Омельченко, Н.Федорова и др.).

Несмотря на то, что российская социология проделала большой путь в изучении наркотизма, и от нерефлексивного принятия понятий, выработанных в доминирующих медицинских и юридических дискурсах наркотизма, характерного для конца 80-х - начала 90-х гг., постепенно переходит к включению этих дискурсов в качестве объектов, а не предпосылок социологического анализа, ее по-прежнему характеризует чрезмерно узкая сосредоточенность на потребителях наркотиков и группах риска, тогда как основные агенты, определяющие общественную рефлексию наркотизма (медики, представители правоохранительных органов, юристы, СМИ), достаточно редко становятся объектом социологического осмысления. Тем не менее, социальная проблема наркотиков заключается не в простом наличии в обществе потребителей наркотиков, а во всем огромном пространстве социальных взаимодействий и столкновений различных групп, пытающихся определить или переопределить ситуацию вокруг наркотиков в тех или иных целях. Именно поэтому, чрезвычайно важной является задача изучения того, что утверждается этими группами в отношении наркотиков, а также того, как эти утверждения воспринимаются в социуме».

Представители уголовно-правовой науки и криминологии в настоящее время также активно изучают проблемы борьбы с наркоманией, наркотизмом и нелегальным наркооборотом (Б.Целинский, М.Айбиндер, А.Мусаев, Г.Забрянский, В.Жабский,  А.Майоров, А.Дьяченко,  В.Данилов и др.).

Подчеркнем, что профилактическая деятельность, как правило, должна строиться на принципах «доказательной медицины, социологии, социальной психологии и обеспечиваться совместными усилиями психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга».

Солидаризируясь с П.Мейлахсом, отметим, что необходима трансформация наркотических практик и установок россиян, когда знание о наркотиках будет основываться на реальном опыте, а не черпаться из СМИ или приходить из недр различных институций социального контроля (силовых или медицинских). Необходима коррекция моральных границ нашего общества в направлении их приспособления к существующим российским реалиям, а не в ригидной фиксации их на старых и недостижимых идеалах. Как писал Э.Дюркгейм, противоречие между старыми, отжившими нормами и сложившимися реальными общественными условиями, приводит к состоянию социальной аномии, чреватой суицидами, маргинализацией различных общественных групп и росту преступности.

Как пишет К.С.Лисецкий «Анализ зарубежных и отечественных программ профилактики наркотизма обнаруживает их некоторые общие черты. Профилактика, в основном, направлена на «формирование» навыков здорового образа жизни, конструктивного общения, преодоления стрессовых ситуаций и др. Недооценивается и эмпирически не фиксируется главное - становление субъектности  подростка в процессе его активности.

Отмечая многообразие предлагаемых различными авторами критериев эффективности профилактических программ, мы придерживаемся, главным образом, трех, на наш взгляд, необходимых и достаточных: наличие/отсутствие тематической тревожности как показателя решенности - нерешенности актуальной онтологически значимой задачи взросления; повышения уровня субъектности личности; жизнь без наркотиков».

Н.Комлев приходит к выводу, что активная разработка отечественной антинаркотической стратегии и модели антинаркотизма, соответствующих основ антинаркотического права начинается в постперестроечный период на фоне обострения наркоситуации, в период общественной аномии, острой политической борьбы и строительства нового российского государства. Отмечается, что в  Концепции государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации от 1993 г., наряду с идеями и нормами международного антинаркотического права, находят отражение  достижения отечественной юридической науки и практики; демократизация правовой системы страны, ее возвращение в «европейское правовое пространство» по вопросам соблюдения прав человека. Отечественная концепция антинаркотизма получает правовое оформление в ФЗ «О наркотических и психотропных веществах» 1998 г., где впервые с сильным репрессивным началом сочетается идея «приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств». Все эти позитивные инновации заложили основу новой антинаркотической стратегии государства и правовой антинаркотической политики на этом историческом этапе.

В работе Н.Комлева показано, что сохраняющееся несовершенство антинаркотического права, обострение наркоситуации привели к тому, что в 2000-2008 гг. постоянно модернизируется нормативно-правовая база антинаркотизма, развиваются его правовые институты. В 2003 г. создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, затем он реорганизован в ФСКН, в 2008 г. учрежден Государственный антинаркотический комитет (ГАК). Автором делается вывод, что этот позитивный процесс закономерно отражает усиливающуюся политическую волю и социальную заинтересованность в совершенствовании политико-правовой и институциональной основы государственно-правового противодействия наркотизму, в обеспечении безопасности населения от наркоагрессии, в преодолении наркоконфликта, в укреплении правопорядка и стабильности.

По результатам ретроспективного анализа в работе оценивается современная специфика отечественной антинаркотической стратегии, показывается, что ее понятийное и концептуально-правовое оформление испытывают на себе сильное влияние советского прогибиционистского опыта, научных результатов, прежде всего, отраслевого уголовно-правового дискурса, а реализация все еще отличается определенной непоследовательностью и низкой социальной эффективностью.

Отметим, что практика работы УНП ООН в различных регионах мира показывает, что серьезных положительных результатов в области предупреждения преступности и контроля над наркотиками можно добиться, лишь объединив усилия государственных ведомств, неправительственных организаций, международного сообщества и частного бизнеса.

С этой целью Региональное Представительство УНП ООН выступило с инициативой установления стратегического партнерства с российскими региональными властями и бизнес-сообществом, а также институтами гражданского общества и организациями системы ООН.

Важно проводить работу и на принципах социального партнерства. Социальное партнерство - это организация взаимодействия между представителями государственного, коммерческого и общественного секторов для эффективного решения социальных проблем.

Принципами социального партнерства являются:

Взаимное признание интересов партнеров;

Наличие общих социально значимых целей;

Взаимная ответственность сторон за исполнение согласованных решений.

Цель партнерства - создание жизнеспособной развивающейся системы сотрудничества представителей государственного, общественного и коммерческого секторов для эффективного решения социальных проблем, связанных с распространением злоупотребления наркотиками и эпидемии ВИЧ/СПИДа.

В зарубежных пособиях по антинаркотической профилактике, присутствует четкая дифференциация работы по субъектам профилактики (индивидуальная, семья, школа, сообщество), выделяются не только факторы риска, но и факторы защиты.

К.С.Лисецкий приводит данные, указывающие на то, что при всем многообразии подходов и моделей профилактики, практически все они ориентированы на формирование той или иной совокупности знаний и навыков. С этой точки зрения профилактические программы методически обоснованы и методологически обеспечены. Среди критериев оценки результативности программ профилактики часто называют: численность участников, отношение к программе, изменение информированности, изменение намерений, изменение отношения к ПАВ, изменения поведения, изменения отношения к себе, изменения в общении. Однако, при противоречивости выделенных критериев психического и социального здоровья очень сложно оценить эффективность той или иной профилактической программы.

Профилактика наркотизма в большинстве программ исходит из идеи «формирования» (навыков здорового образа жизни, конструктивного общения, преодоления стрессовых ситуаций и др.), то есть предполагается отсутствие в личности подростка каких-то качеств, дефицит навыков, неверные жизненные ориентации и др. Недостаточно уделяется внимание при разработке программ внутреннему миру личности, ценностям и потребностям подростков.

Из сферы внимания разработчиков и пользователей профилактических программ ускользает, казалось бы, очевидная вещь: обучение не тождественно развитию, обученный - не значит зрелый.  Редукция развития к трансляции знаний, умений, навыков означает, по сути, вынесение субъекта за границы самого процесса. Поэтому можно со всей уверенностью сказать, что подросток в рамках существующих программ профилактики наркотизма - индивид - «не личность», «социальный объект». В означенном смысле, подобные программы бессубъектны.

Существующие профилактические  программы продолжают оставаться в рамках причинно-ориентированных или факторных теорий, ограниченность которых уже обоснована. Трансляция социально приемлемых и желаемых форм поведения, которая происходит во время таких профилактических занятий с подростками, не учитывает индивидуальных особенностей подростка и актуальных для него задач взросления. «Деиндивидуализированная» работа предполагает заданные образцы действий и тем самым лишает подростка возможности экспериментировать в социальном пространстве, проявлять спонтанность и ответственность, которые в неопределенных, но онтологических значимых ситуациях его жизни, выступают условием его взросления, развития субъектности.

Отметим, что в последние годы большое распространение получили исследования, целью которых является достижение репрезентативности и сопоставимости данных для использования в создании системы мониторинга оценки ситуации, связанной с употреблением наркотиков населением и прогноза ситуации на будущее. В настоящее время находят также свое применение в эпидемиологии наркомании качественные исследования, включающие методы структурированных интервью и проведения фокус-групп среди различных категорий лиц, имеющих отношение к проблемам употребления ПАВ. Не меньшее значение придается новым для эпидемиологии наркологических заболеваний статистическим методам: метод повторного захвата, метод «снежного кома», множительных методов. Использование перечисленных методов является перспективным в плане углубления представлений об особенностях и закономерностях формирования эпидемиологической ситуации, связанной с наркотиками.

Как отмечает академик В.И.Жуков, анализируя социальные аномалии и патологии, «дальнейшее накопление девиантного потенциала может обострить не только социальные, но и политические проблемы, усилить вероятность появления в электорате целого слоя людей, политические симпатии которых формируются с отклонением от норм». О.Бородкина считает, что «помимо классических теорий аномии Э.Дюркгейма, Р.Мертона, программы социальной профилактики должны принимать во внимание исследованные механизмы девиации, в том числе девиантного искажения, девиантной спирали, девиантной карьеры, которую Г.Беккер определил как процесс развития последовательных моделей различных видов девиантного поведения, первичной и вторичной девиантности (Э.Лемерт)».

В Российской Федерации была реализована Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Целью Программы являлось сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16-20 процентов по сравнению с 2004 годом. К сожалению, рассмотренные задачи Программы не удалось решить в полном объеме. По данным  Совета Безопасности Российской Федерации за последние 10 лет количество зарегистрированных больных и диагнозом «наркомания» выросло почти на 60 процентов и составило 390 тыс. человек. Эксперты считают, что реальное число больных наркоманией колеблется в пределах от двух до двух с половиной миллионов человек. Это почти два процента граждан нашей страны. Самое опасное, что две трети из этого количества людей - это молодежь в возрасте до 30 лет. На учете в наркоучреждениях находится свыше 140 тыс. несовершеннолетних, страдающих наркотическими расстройствами. Наибольшее количество наркобольных зарегистрировано в Сибирском федеральном округе, (около 80 тыс. чел.) и Приволжском федеральном округе (более 70 тыс.). Больше всего наркоманов насчитывается в Краснодарском крае (26 тыс.), Москве (24,8 тыс.) и Самарской области (более 21 тыс.).

Касаясь регионального аспекта, отметим, что в настоящее время принята и реализуется Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2010-2014 гг., которая является важным звеном целенаправленно проводимой антинаркотической политики Республики Башкортостан.

Таким образом, можно констатировать, что как на общемировом, так и на российском уровне разработаны и действуют с разной степенью эффективности те или иные системы профилактики наркотизма, адекватные региональным особенностям и современным условиям. Заметим, что при построении профилактических программ, как и при применении тех или иных профилактических социальных технологий необходимо учитывать не только имеющийся богатый опыт, но и специфику конкретного объекта воздействия.




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления