За последние десятилетия с ростом наркоугрозы Российская Федерация принимает определенные меры к преодолению наркотизации населения. Еще в 1993 году была принята К ...
За последние десятилетия с ростом наркоугрозы Российская Федерация принимает определенные меры к преодолению наркотизации населения. Еще в 1993 году была принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, основные положения которой принципиально обновлены в принятой 2009 году Концепции государственной антинаркотической политики.
Обсуждается Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (официально признанная система целей и путей их достижения, а также применяемых сил и средств в сфере антинаркотической деятельности), которая должна вступить в силу в текущем году и стать базовым документом.
Тем не менее, считают исследователи, приходится до сих пор говорить о становлении, а не о развитии или даже совершенствовании антинаркотической политики. Еще в большей степени с этим можно согласиться в части формирования информационной антинаркотической пропаганды, без которой невозможна эффективная антинаркотическая политика. Иначе ее не будет поддерживать общество, которое должно согласиться с доводами ученых, государственных и общественных деятелей и понимать, почему от наркотиков необходимо отказаться. Безусловно, координирующая роль в процессе формирования и реализации информационной антинаркотической политики отводится созданным в 2003 году органам по контролю за оборотом наркотиков.
Среди основных задач Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - противодействие наркобизнесу, пресечение и выявление преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля. Они решаются не только правовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими методами с опорой на общественность и использованием средств массовой информации.
Информационно-пропагандистская работа в ФСКН России строится на основе:
достоверности;
открытости;
объективности;
оперативности.
При этом не допускается разглашение охраняемых законом сведений и информации, способных нанести ущерб безопасности государства или создать угрозу безопасности сотрудников органов наркоконтроля.
Основными целями информационно-пропагандистского сопровождения деятельности органов наркоконтроля являются:
- создание благоприятных условий для ведения оперативно-служебной деятельности органами наркоконтроля;
- создание положительного имиджа наркоконтроля России как быстро развивающейся, перспективной и структуры;
- обеспечение широкого информирования общественности о результатах деятельности органов наркоконтроля;
- формирование среди широких слоев населения России представления об опасности потребления наркотических и психотропных веществ;
Содержание информационно-пропагандистского сопровождения оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля базируется на следующих положениях:
- органы наркоконтроля являются правоохранительными. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполняя задачи по подрыву основ наркобизнеса;
- служба наркоконтроля открыта для общества: гражданин вправе знать о характере и результатах их деятельности, за исключением закрытых сведений оперативно-служебного характера, разглашение которых запрещено законодательством Российской Федерации;
- осуществляя взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, органы наркоконтроля стремятся проводить единую с другими заинтересованными министерствами и ведомствами информационную политику, направленную на разъяснение требований законодательства об обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также административной и уголовной ответственности за их нарушение;
- органы наркоконтроля вырабатывают в обществе устойчивый иммунитет к любой форме распространения наркотиков, рассматривая это как оружие массового поражения, которое причиняет непоправимый вред здоровью нации;
- органы наркоконтроля используют в информационной и профилактической работе наиболее эффективные способы воздействия на массовое и индивидуальное сознание населения, особенно молодежи, дифференцированно подходят к различным социальным группам;
- использование возможностей социальной рекламы, в том числе телевизионной и уличной, привлечение в качестве партнеров лидеров общественного мнения, представителей творческой интеллигенции;
- наиболее эффективное профилактическое и воспитательное воздействие оказывает своевременное информирование населения о наиболее значимых уголовных делах, судебных процессах и приговорах по преступлениям, касающихся незаконного оборота наркотиков, совместных с другими правоохранительными органами операциях, рейдах, проверках;
- органы наркоконтроля заботятся об укреплении доверия у населения.
Основой реализации вышеназванных положений являются средства массовой информации.
Информационная составляющая противодействия наркоугрозе приобретает в современных условиях особое значение в силу характерных современному обществу глобализационных процессов.
Средства массовой информации в значительной степени влияют на общественное сознание, причем информация может нести не только положительный, но и отрицательные эффект. Поэтому в вопросах освещения проблемы наркотиков журналисты должны понимать всю полноту ответственности за публикуемые материалы. Только совместными усилиями возможно консолидировать общество к единому подходу в борьбе с наркотиками, наркопреступностью и пропаганде здорового образа жизни.
Для удобства анализа информационной политики исследователи разделяют информационное пространство на несколько типов потоков.
Первый - пропаганда удовольствия. Это широкий информационный поток, распространяющий идеи потребительского отношения к жизни и здоровью, повышения роли легкодостижимых удовольствий. Внедряя в общественное сознание дух потребительства, он является основным источником опасности.
Второй - пропаганда наркотиков. Распространяя идеи о приемлемости и безвредности потребления наркотиков для внедрения их в общественное сознание, этот информационный поток преследует цели легализации наркотиков и декриминализации законодательства о наркотиках, введения потребления наркотиков в норму общественной жизни. Распространение подобной информации ограничивается нормами права (статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) и является незаконным.
Третий - это нейтральная информация, не влияющая на выбор личности о потреблении наркотиков, например, сведения о количестве выявленных правоохранительными органами наркопреступлений.
Четвертый - антинаркотическая пропаганда. Это распространение идей о вредности, опасности и незаконности потребления наркотических препаратов в целях внедрения их в общественное сознание, активизация усилий государства и общества в борьбе с наркоугрозой.
Пятый - пропаганда социально здорового образа жизни. Это деятельность государства и общества по внедрению в массовое сознание ценностных и нравственных ориентиров с учетом исторически сложившихся традиций и стереотипов социума, моды на здоровый образ жизни.
Соотношение между этими информационными потоками в информационном пространстве и определяет в конечном счете уровень и качество антинаркотической деятельности.
При этом следует подчеркнуть, что информационная антинаркотическая политика имеет свое собственное содержание, которое нельзя отнести к пропаганде здорового образа жизни. Содержание это заключается в формировании информационными технологиями такого поведения граждан, которое позволило бы достигать цели государственной антинаркотической политики, а именно сокращение количества потребителей наркотиков, уменьшение наркопреступности. Все это можно назвать идеей «наркобезопасного поведения», то есть совокупности правильных реакций граждан на столкновение с наркореальностью.
В настоящее время в Республике Башкортостан созданы и достаточно эффективно действуют отдельные механизмы информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности. В этой сфере задействованы государственные структуры, органы местного самоуправления и представители общественных организаций. Значительный импульс антинаркотической деятельности в Башкортостане, в том числе на информационном направлении, получен в ходе реализации в 2005 году мероприятий в рамках Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Правоохранительные органы республики стараются быть максимально открытыми в сотрудничестве со средствами массовой информации. С 2006 года Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан совместно с Фондом «Башкортостан без наркотиков» регулярно издается 16-полосное издание «Противостояние в Башкортостане». На республиканском телевидении выходят теле- и радиопередачи «Противостояние», освещающие основные направления противодействия наркопреступности и профилактики наркомании. Телепередача и газета министерства внутренних дел республики «Криминальный спектр» широко освещают вопросы противодействия наркопреступности в Башкортостане.
В 2008 году в эфире Башкирского спутникового телевидения созданы и продемонстрированы такие документальные фильмы об оперативной и профилактической деятельности республиканских правоохранительных органов, как «Наркоситуация под контролем», «Юный спецназовец», «Мания», «Табор уводит в небо». Положительные отзывы получил созданный телекомпанией «Башкортостан» художественный фильм «И тогда придут другие», посвященный проблемам беспризорности и наркомании среди молодежи. В целях предварительной оценки фильма в 2010 г. Управлением ФСКН России по Республике Башкортостан проведен опрос 578 учащихся общеобразовательных школ, среднеспециальных и высших учебных заведений из Уфы, Сибая, Стерлитамака, Мелеуза и ряда районов республики. 80% опрошенной молодежи посчитали указанный фильм интересным, заставляющим задуматься о многом, и достойным показа на федеральных телеканалах. Результаты анкетирования показали, что молодежная аудитория среди эффективных способов антинаркотической пропаганды выделяет подобные художественные фильмы (48%), документальные фильмы о борьбе с наркопреступностью (44%), создание и демонстрацию аудио-видеороликов антинаркотической направленности (33%), размещение в городах и районах наглядной рекламы антинаркотической направленности (31%), а также публикацию статей о борьбе с наркотиками (24%).
В целях повышения качества информационно-пропагандистской работы Управление ФСКН России по Республике Башкортостан проводит социологические опросы и среди специалистов в сфере профилактики.
В марте 2010 г. на базе Дома детского технического творчества Республики Башкортостан проведен экспертный опрос специалистов, занимающимися воспитательной работой в учреждениях начального профессионального образования.
Высокую степень понимания 44 респондентами необходимости ведения борьбы с наркоманией показали ответы на вопрос «Как Вы считаете, какую антинаркотическую информацию следует в большей степени размещать в средствах массовой информации?» 79,5% считают необходимым размещение информации о последствиях наркомании. 38,6% предлагают говорить о судебных приговорах в отношении наркоторговцев, 29,5% - о задержании преступников и профилактических мероприятиях. 18,2% считают необходимым размещение «телефонов доверия» правоохранительных органов.
Специалистами отмечено, что негативные высказывания известных деятелей о наркотиках совершенно по иному воспринимается молодежью. Поэтому наркоконтролем Башкортостана инициирован антинаркотический проект «Звезды против наркотиков», предусматривающий подготовку интервью с антинаркотическими высказываниями лидеров общественного мнения - известных спортсменов, популярных артистов и деятелей эстрады. Их антинаркотические выступления тиражируются в средствах массовой информации, размещаются на различных информационных носителях социальной рекламы. Подготовлены к выпуску баннеры с участием известного рок-музыканта Юрия Шевчука, группы «Hi-Fi», многократного чемпиона мира по биатлону Максима Чудова и др.
В Башкортостане на постоянной основе реализуется информационная кампания по популяризации среди родителей экспресс-тестов на предмет потребления наркотиков в организме человека. Со 2 сентября 2009 года в республике действует «горячая линия» по применению наркотестов, организованная УФСКН России по Республике Башкортостан, Республиканским наркологическим диспансером № 1 и Уфимским отделением Всероссийского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». В рамках информационного сопровождения работы указанной «горячей линии» созданы и размещены на теле-радиоканалах Республики Башкортостан специальные социальные ролики по применению наркотестов. По итогам проведения 5-го фестиваля социальной рекламы «Городская среда» в номинации «PR или рекламная акция» Управление ФСКН России по РБ заняло второе место среди профессионалов за проведение информационной кампании по популяризации экспресс-тестов на определение наркотиков. Указанные ролики удостоены гран-при на фестивале социальной рекламы «Городская среда», а на аналогичном фестивале в Казани - третье место после Москвы и организаторов мероприятия - Казани.
По результатам Всероссийского антинаркотического конкурса ФСКН России в 2009 году уфимская студия «Муха», создавшая новые мультипликационные ролики антинаркотической направленности, удостоена третьей премии среди создателей социальной рекламы. Ране, в 2007 и 2008 годах студия «Муха» занимала в указанном конкурсе первое и второе место соответственно. В своей информационной деятельности УФСКН России по Республике Башкортостан руководствуется рекомендациями состоявшихся в ноябре 2009 г. в Государственном Собрании-Курултае Республики Башкортостан парламентских слушаний, в которых отмечена необходимость увеличения доли просветительских передач и социальных рекламных роликов антинаркотической направленности.
Во многом активизация социальной рекламы стала катализатором повышения активности граждан в борьбе с наркобизнесом. Доказал свою эффективность «телефон доверия» наркоконтроля. Только в 2009 году на бесплатный общереспубликанский телефон доверия наркоконтроля (8-800-347-20-30) поступило свыше 750 сообщений. По результатам социологического опроса, проведенного в конце 2008 года исследовательской компанией «TIGI» в рамках мониторинга наркоситуации, готовность оказывать содействия органам наркоконтроля в противодействии наркопреступности высказали 89% респондентов.
Значимым событием информационной антинаркотической деятельности в Башкортостане стало подписание в 2008 году журналистами республиканских и муниципальных средств массовой информации хартии «Журналисты Башкортостана против наркотиков», учитывающей рекомендации Организации объединенных наций и опыт других регионов России.
В целом в газетах и журналах республики в 2009 году размещено 4665 проблемных статей (1156) и заметок (3509) антинаркотической направленности, тогда как в 2008 году их было 3099, в 2007 году - 3483, в 2006 году - 3198. Важный показатель соотношения доли проблемных статей в общем количестве информационных материалов также увеличился и в 2009 г. составил 25%.
В определенной степени на активизацию СМИ повлияло формирование единой информационной политики в рамках реализации Концепции информационного сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан на 2009-2014 годы «Башкортостан без наркотиков».
Концепция информационного сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан «Башкортостан без наркотиков» на 2009-2014 годы подготовлена Управлением наркоконтроля совместно с Управлением по делам печати и телерадиокомпанией «Башкортостан» с целью организации комплексной информационной работы антинаркотической направленности и создания единого информационного пространства для деятельности средств массовой информации, и утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2009 года № 145. Основной задачей Концепции является создание информационной системы по профилактике наркотизации, пропаганде здорового образа жизни, действующей на принципах комплексности, последовательности и дифференцированного подхода на всей территории республики.
К задачам информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности также относятся:
создание базовой основы информационно-пропагандистской кампании для проведения соответствующей работы как в масштабе республики, так и исходя из особенностей конкретной территории;
создание комплекта информационно-пропагандистской продукции, объединенной общей идеей;
размещение информационно-пропагандистской продукции в средствах массовой информации при проведении профилактических мероприятий;
проведение мониторинга эффективности воздействия информационно-пропагандистской продукции на население.
Результатом реализации Концепции станет формирование в обществе единой системы позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
В настоящее время создана и действует рабочая группа по реализации плана мероприятий по реализации Концепции информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан «Башкортостан без наркотиков» на 2009-2014 годы, принятого распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 октября 2009 года № 1130-р.
Многообразна работа органов наркоконтроля среди молодежи. Так, в декабре 2009 г. Управлением ФСКН России по РБ совместно с Союзом журналистов РБ, Управлением по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ и Фондом «Башкортостан без наркотиков» создана антинаркотическая Лига творческой молодежи «Неприкосновенный запас Башкортостана», в состав которой вошли 40 волонтеров. Задача Лиги - привлечение молодежи к реализации инициатив в области пропаганды здорового образа жизни, освещения вопросов борьбы с распространением наркотиков. Мероприятия, проводимые антинаркотической Лигой, отличаются новизной и неординарным подходом.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что информационная антинаркотическая политика как на федеральном, так и на региональном уровнях находится в стадии становления. В конечном счете институтам и учреждениям, позиционирующим себя в качестве проводников государственной антинаркотической политики, предстоит сформировать у всех социальных слоев населения не только антинаркотическое мировоззрение, мотивации на здоровый образ жизни, созидательную, духовно-нравственную культуру в обществе, а в средствах массовой информации - информационное поле, направленное на профилактику наркомании и наркопреступности, но и общественную поддержку ограничительной политики государства и деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.