Новые статьи

Роль волонтерского движения Башкирского медицинского колледжа как общественного объединения молодежи в профилактике наркомании

29.04.2009 | Разное  | 

Важнейшей составной частью социальной и экономической стратегии государства является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народно ...

Роль волонтерского движения Башкирского медицинского колледжа как общественного объединения молодежи в профилактике наркомании


Важнейшей составной частью социальной и экономической стратегии государства является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности молодежи. К этой категории относят людей в возрасте от 16 до 29 лет

В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного шара - 1 млрд. 445 млн. человек.

Научно-технический прогресс приводит к изменению условий и ускорению темпов труда и жизни, существенно и быстро меняет окружающую человека среду.

Эта среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи, возникновение и распространение в её среде различных заболеваний и, с другой стороны - на возможности их профилактики и лечения. Таким образом, объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья.

Молодежь - будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Её отдача обществу в условиях ускорения социально-экономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами. Это дает основания считать актуальными исследования, направленные на разработку теоретически и практически обоснованных методов формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

Цель работы: развитие молодежного волонтерского движения Башкирского медицинского колледжа как общественного объединения молодежи в профилактике наркомании.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

формирование у средних медицинских работников мотивации проведения профилактической работы;

разработка и внедрение комплекса обучающих программ по вопросам здорового образа жизни для подготовки медицинских кадров среднего звена;

мониторинг уклада и стиля жизни, субъективной оценки состояния здоровья учащейся молодежи;

разработка и апробация различных моделей деятельности молодежного волонтерского движения.

1. Методы проведения исследования.

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидностей:

- опрос (анкетирование и интервьюирование);

- анализ документов (качественный и количественный);

- наблюдение (невключенное и включенное);

- эксперимент (контролируемый и неконтролируемый)

Анкетирование - это самый распространенный в социологии метод. Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Опрашиваемый, обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Вопросы в анкете формируются максимально конкретно и точно. нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный.

В научно - исследовательской работе мы использовали выборочный тип анкетного опроса.

2. Обсуждение результатов исследования.

2.1 Мониторинг уклада и стиля жизни, субъективной оценки студенческой молодежи.

Студенческая молодежь выделяется как особая профессиональная группа. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения социальных условий и снижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к срыву адаптационных процессов, а за этим и к возникновению различных изменений в состоянии здоровья. Поэтому в свете проблемы мониторинга здоровья, прогнозирования его состояния, остается актуальным вопрос о стандартизации его показателей, о количественной оценке адаптивных возможностей организма, о выявлении факторов, влияющих на формирование здоровья.

В настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния здоровья студентов. К ним относят факторы , которые определяют влияние образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что:

1) 70,0% времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении;

2) эти влияния длительны, систематичны и непрерывны.

Анализ результатов медицинских осмотров, проведенных в Башкирском медицинском колледже показывает, что заболеваемость по обращаемости студентов на 1 - 3-х курсах составляет 245 случаев на 1000 человек. В её структуре основное место отведено болезням органов дыхания. На этом фоне отмечается постепенное увеличение частоты заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней крови и эндокринной системы.

Особое место в исследовании заболеваемости занимают взаимосвязи между занятиями спортом, состоянием здоровья и успеваемостью студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство из них (две трети) достаточно здоровы для того, чтобы посещать основные группы занятий физкультурой. Тем не менее каждый третий студент является носителем хронического заболевания, позволяющего ему посещать только группу ЛФК.

Для оценки аспектов образа жизни нами адаптирована и использована Международная анкета «Сindi» по изучению причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи, на основе которой методом социологического шкалирования разработан классификатор, позволяющий осуществить распределение респондентов по критериям, формирующим образ жизни.

С помощью авторской программы нами проведено социально-гигиеническое исследование среди двухсот студентов шести специальностей Башкирского медицинского колледжа. Возрастное распределение опрошенных выглядит следующим образом: группа респондентов от 17 до 19 лет составляет 79%, от 20 до 21 года - 11%, прочие - 10%. Среди анкетируемых превалировали женщины (89%), что связано со спецификой контингента обучающихся.

При изучении различных составляющих образа жизни студентов колледжа установлено, что большинство опрошенных отнесены в группу адинамии и составляет 70%. Анализ распространенности табакокурения среди студентов показал, что каждый четвертый студент колледжа курит (26%). Распространенность курения у мужчин выше в два раза. 65% опрошенных употребляют алкоголь, удельный вес мужчин и женщин примерно одинаков. Тревожность этой информации повышается при сравнении с другими компонентами здорового образа жизни: занимаются физическими упражнениями, делают зарядку только- 20% опрошенных, посещают спортивные секции -7%, стараются соблюдать режим дня- 30%, следят за своим питанием -25%. Физические упражнения для ягодиц делают и вовсе менее одного процента опрошенных.

Результаты окончательной обработки полученных данных в совокупности представлены следующим образом:

- в зоне здорового образа жизни, каждый двадцатый студент БМК (5%);

- в зоне умеренного действия факторов риска, каждый пятый студент (19%);

- в зоне повышенного действия факторов риска, каждый первый-второй студент (76%).

Согласно результатам исследования, причина наличия вредных привычек студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ.

Здоровье человека - сложный феномен, изменяющийся под влиянием большого количества взаимосвязанных факторов, действие многих из которых до сих пор недостаточно оценено количественно. Обобщение результатов исследований, проведенных другими авторами, позволяет выделить 6 основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на уровень и динамику заболеваний студентов: это перенесенные раннее заболевания; бытовые условия; место жительства; физическое развитие; курение; употребление алкоголя.

3.1 Методика гигиенического воспитания.

Большое влияние на факторы, формирующие здоровье человека оказывает гигиеническое воспитание населения.

Поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил.

В связи с этим гигиеническое воспитание населения является неотъемлемой частью и обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.

Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения - это:

принцип актуальности - актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;

принцип научности - этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;

принцип доступности - он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;

принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;

принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;

принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;

принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;

принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению с целью формирования у него сознательного гигиенического поведения объединяется понятием «методы и средства гигиенического воспитания».

В санитарном просвещении различают: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.

4.1. Метод индивидуального воздействия

Представленный метод сводится к индивидуальному гигиеническому воздействию в процессе прямого или опосредованного общения между слушателями и рассказчиком. Этот метод дает оценку эффективности санитарно-гигиенического просвещения. К нему относятся:

личная беседа;

индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;

индивидуальная консультация;

телефонная служба;

личная санитарно-просветительная корреспонденция.

5.1. Метод воздействия на группу лиц

Это метод дифференцированного воздействия на различные возрастные, половые и профессиональные группы. Эффективность определятся однородностью интересов группы, наличием обратной связи. К нему относятся:

лекции;

групповая беседа;

дискуссия;

викторина;

круговое гигиеническое обучение.

6.1. Метод массового воздействия

Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д. Эффективность воздействия затруднена, в связи с отсутствием обратной связи.

По типу пропаганды гигиеническое воспитание населения делится на:

1. Метод устной пропаганды.

Наиболее распространены:

Лекция - это средство устной пропаганды, освещающая какую-либо тему или вопрос в определенный отрезок времени и имеет форму монолога. Состоит из введения, изложения, заключения. Требования к изложению: научность, документальность, актуальность, наглядность, эмоциональность.

Беседа. Для проведения беседы необходимо, чтобы аудитория имела соответствующий однородный уровень подготовки по теме. Беседа проводится в виде диалога. Число участников ограничено (10-20 человек).

2. Метод печатной пропаганды.

Это газеты, журналы, брошюры, памятки, лозунги, листовки и т. д., освещающие медико-гигиеническую информацию.

3. Метод изобразительной пропаганды.

Это освещение медико-гигиенической информации с помощью плакатов, фотографий, таблиц, графиков. Среди малых форм изобразительной пропаганды следует выделить почтовые марки, наклейки на спичечных коробках, конверты, календари и т. д.

Из других средств санитарно-гигиенической пропаганды можно выделить санитарный бюллетень - это форма санитарной стенной печати. Санбюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей. Текстовая часть преобладает. Текст должен быть написан доступным языком и состоять из введения, основной части и заключения. Изобразительная часть иллюстрирует текстовую и может состоять из двух-трех рисунков, фотографий и т. д. Название санбюллетеня должно быть ярким, броским, интересным, оригинальным. Например, вместо «Профилактики дизентерии» лучше написать «Болезнь грязных рук». Выходные данные пишутся обычно мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты.

3.6. Гигиеническое обучение воспитание медицинских кадров среднего звена в Башкирском медицинском колледже

Важнейшей составной частью ресурсов системы здравоохранения является подготовка медицинских кадров среднего звена. Речь идет о возрастании их активности, доли участия в решении вопросов здоровья населения, о повышении их профессионального уровня, качества выполняемой работы, о переориентации с преимущественно лечебной на лечебно-профилактическую деятельность, при которой существенным разделом является профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и формирование здорового образа жизни.

Поэтому в образовательной деятельности Башкирского медицинского колледжа вопросы укрепления здоровья молодежи, формирование здорового образа жизни занимают важное место.

Изменение в системе образования предусматривает обучение навыкам ведения здорового образа жизни студентов, а это реальный путь повышения активности будущих медицинских сестер.

Одним из направлений работы коллектива является профилактическая работа комплексного характера, моделирующая современный взгляд на поддержание и улучшение физического и духовного здоровья человека. Цель совместной работы преподавателей - повысить уровень знаний студентов - медиков о важнейших аспектах здорового образа жизни. С 1999 года в колледже реализуется программа по формированию здоровье сберегающего пространства, которая в 2002 году в г. Москве удостоена гран-при в номинации «Воспитательная деятельность среднего специального учебного заведения по формированию здоровье сберегающего образовательного пространства».

В соответствии с Государственными образовательными стандартами в БМК ведется преподавание дисциплины «Валеология». Программный материал по валеологии состоит из теоретического и практического разделов. В учебном процессе значительное место отводится знакомству и обсуждению научной литературы о методах сохранении здоровья при помощи закаливания и физических упражнений. Студенты практически знакомятся с комплексами упражнений для оздоровления, используя простые, доступные и надежные методы. Очень важна мотивация в приобщении студентов к систематическим занятиям физической культурой. В БМК созданы условия для всестороннего развития студентов: функционируют спортивный и тренажерный залы, есть хорошо оборудованная лыжная база, активно работают спортивные секции. Серьезная работа проводится по профилактике ассоциальных явлений среди молодежи. Студентам предлагаются темы для обсуждения: «Алкоголь и потомство», «Мифы и реальность», «Суд над сигаретой» и др.

На уроках валеологии обсуждаются вопросы сексуальной культуры, полового образования и воспитания студентов, которое формирует правильное сексуальное поведение, направленное на сохранение репродуктивного здоровья и способствует максимальной подготовке подростков к взрослой семейной жизни. Студентам предлагаются темы для обсуждения: «Болезни любви», «Современные методы контрацепции», для наглядного просмотра демонстрируются препараты, проспекты, таблицы. Обсуждение завершается просмотром учебного видеофильма.

Кроме того, постоянно действующий медицинский пункт БМК имеет смотровые кабинеты и позволяет ежегодно проводить оздоровительные мероприятия среди преподавателей и студентов, а так же проводить текущее медицинское обслуживание.

На классных часах и в общежитиях БМК систематически проводятся беседы о режиме труда и отдыха, профилактике различных заболеваний, соблюдении правил гигиены тела, жилища, учебного кабинета.

Таким образом, потенциал БМК позволяет продолжать всестороннюю пропаганду здорового образа жизни среди студентов и внедрять прогрессивные формы сознания будущим медицинским работникам.

Одним из направлений гигиенического воспитания является пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни  - это эффективный способ профилактики многих заболеваний, в том числе и ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма, табакокурения.

Однако решить проблему наркомании, ВИЧ-инфекции, алкоголизма среди молодежи и подростков только силами специалистов практически невозможно.

Исследование данной проблемы свидетельствует о необходимости создания профилактических программ нового поколения, развития новых, нетрадиционных подходов к пропаганде здорового образа жизни. Одним из таких подходов является привлечение самой молодежи и подростков к профилактической работе, создание подростковых, добровольческих движений, которые получают все большую поддержку со стороны общественности и государства.

Привлечение молодежи и даже подростков к профилактической работе одновременно решает несколько задач: позволяет охватить достаточно большую часть подростковой аудитории; сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки; развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; а принадлежность к одному поколению, способность говорить на одном языке, все это дает положительный эффект профилактической работы.

Результаты проведенного социального мониторинга нацелили нас на организацию молодежного волонтерского движения в рамках Башкирского медицинского колледжа, как экспериментальной площадки, позволили выявить и обозначить перечень актуальных тенденции профилактики.

Рис.1. Организационная схема молодежного волонтерского движения Башкирского медицинского колледжа

Большую роль в пропаганде здорового образа жизни играет волонтерское движение Башкирского медицинского колледжа, которое образовалось в 2003 году и отметило уже свой 5-летний юбилей.

Волонтер (доброволец) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Добровольческое движение способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом и приносит пользу, как государству так, и самим добровольцам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, самоуважении, осознают свою полезность и необходимость, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам, открывают более духовную сторону жизни.

Работа волонтерского движения  колледжа проводится в соответствии с планом мероприятий  волонтерского движения, сроки проведения которых приурочены к аккордным датам - Международным дням, отмечаемые ВОЗ. На занятиях волонтерской группы студенты - волонтеры получают всю необходимую информацию по актуальным темам, учатся проводить беседы, общаться. Для обучения привлекаются квалифицированные специалисты из числа преподавателей колледжа и других учреждений здравоохранения.

Волонтеры регулярно проводят беседы в группах колледжа, посвященные борьбе со СПИДом, наркоманией, алкоголизмом и  табакокурением, а также профилактике других заболеваний. Особое внимание уделяется профилактике ВИЧ-инфекции путем нацеливания на здоровый образ жизни, отказа от вредных привычек.

Важное значение в работе волонтеров имеет использование наглядных средств агитации: памяток, плакатов, санитарных бюллетеней и оформление тематических стендов в колледже: «За здоровый образ жизни!», «Медико-профилактическая информация».

Хочется отметить, что в подростково - молодежной среде назрела необходимость вести просветительскую работу в форме практических упражнений и ролевых игр.

Поэтому волонтеры нашего колледжа в своей профилактической деятельности все больше используют инновационные методы пропаганды - это видео- и мультимедийный материал, тренинговые занятия, ролевые игры, что позволяет более полно и содержательно донести необходимую информацию до слушателя.

Эксперементальными площадками волонтерского движения БМК, кроме нашего колледжа являются 22 образовательных учреждения г.Уфы (школы, училища, техникумы, колледжи). Охват слушателей составляет на сегодняшний день более 10000 учащейся молодежи.

Волонтеры колледжа приняли активное участия в городских в научно-практических конференциях, посвященных темам: «Здоровый образ жизни - основной залог формирования гражданина нового Башкортостана», «Экология и мы», активно поддержали Всемирную акцию борьбы со СПИДом «Красные тюльпаны надежды», Международную акцию борьбы с курением «Брось курить и выиграй!», общегородскую акцию борьбы с наркоманией «Город без наркотиков», неоднократно участвовали в Республиканских конкурсах санитарных бюллетеней, в которых занимали призовые места.

Нередко работа волонтерского движения колледжа отражается в средствах массовой информации - внутриколледжной газете «Милосердие», Республиканских изданиях «Уфимские ведомости», «Молодежная газета».

Приглашались волонтеры на Республиканское телевидение для участия в съемках передачи «Майдан», посвященной борьбе с наркоманией и экономической темам.

Третий год подряд волонтеры колледжа побеждают в конкурсе реализации пилотной антинаркотической программы «Вместе за здоровое будущее» среди учащейся молодежи образовательных учреждений Октябрьского городского округа г. Уфа (грамота).

Кроме того, волонтеры принимают активное участие в проведении отделенческих мероприятий, посвященных здоровому образу жизни: «Искусство быть здоровым» (2005г.), «Здоровье - это здорово» (2006г.), «Презентация волонтерского движения» (2007г.), «Мы скажем здоровому образу жизни «Да»» (2008г.).

В рамках районной антинаркотической акции приняли активное участие в конкурсе агитбригад среди студентов образовательных учреждений Октябрьского городского округа г. Уфа.

Театрализованные представления агитбригады дополняют и наполняют новым содержанием традиционные формы воздействия на подростковую молодежь, что существенно повышает эффективность профилактической работы волонтеров и способствует распространению идей добровольчества среди населения, формировать привлекательный имидж добровольца.

В ноябре 2009 года волонтеры приняли участие в 1 этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди студенческой молодежи «Юность. Наука. Культура.-2009» по направлению естественных наук, тема: «Формирование здорового образа жизни студентов через волонтерское движение БМК». По итогам конкурса волонтеры были награждены дипломом в номинации «Практическая значимость работы» (грамоты).

В декабре участвовали в Республиканском фестивале волонтерских объединений государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования МЗ РБ.

На смотр-конкурс фестиваля были представлены стендовые материалы, баннер, Фото- и видеоматериалы, методические разработки, отражающие особенности работы волонтеров БМК, а также выступление агитбригады. В конце фестиваля волонтерское движение БМК было отмечено дипломами в двух номинациях: в конкурсе социальной рекламы «Флагман волонтерского движения» и в конкурсе имиджа-выставки «Самая интерактивная».

В настоящее время в стране и Республике, а также у нас в колледже успешно реализуется новый проект «Личная волонтерская книжка».

С этого года волонтеры нашего колледжа могут подтвердить свой статус с помощью специального документа - личной волонтерской книжки, в которую будут записываться сведения о трудовом стаже, личные достижения волонтера, дополнительная подготовка. Наличие этого документа будет учитываться при устройстве на работу, и являться стартовой площадкой для успешной карьеры.

Волонтерское движение в нашем колледже набирает обороты, охватывая все большее число слушателей. Немало сделано, но еще больше предстоит. В перспективе на ближайшие годы планируется:

- углубление исследований в области мониторинга уклада и стиля жизни, состояния здоровья студентов;

- расширение деятельности молодежного волонтерского движения по линии Красного Креста и Красного Полумесяца;

- выпуск печатных средств контрпропаганды факторов риска и пропаганды факторов здоровья человека;

- освещение деятельности волонтерского движения в средствах массовой информации;

- инициирование молодежного волонтерского движения на экспериментальных площадках.

Вся проводимая волонтерами работа по гигиеническому воспитанию среди населения направлена на сохранение и улучшение здоровья молодого поколения, формирование молодежного мировоззрения, моду на здоровый образ жизни. Оценкой эффективности проводимых волонтерами мероприятий, являются многочисленные положительные отзывы слушателей.

Выводы

1. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни занимает важное место в системе здравоохранения и образования, и является основополагающим в профилактике болезней современности.

2. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта вопросы гигиенического воспитания включены в изучение многих дисциплин преподаваемых в колледже. Изменение в системе образования предусматривает обучение навыкам здорового образа жизни студентов и это реальный путь повышения активности будущих медицинских сестер.

3. Внедрение электронных образовательных ресурсов: видео- и мультимедийного материала, тренинговых занятий,  позволяет более полно и содержательно донести необходимую информацию до слушателя, развить творческое мышление и познавательный интерес  студентов, повысить качество успеваемости.

4. Отделенческие мероприятия, театрализованные представления, посвященные здоровому образу жизни дополняют новым содержанием традиционные формы обучения.

5. Привлечение молодежи к пропаганде здорового образа жизни, инициирование и развитие молодежного волонтерского движения усиливает положительный эффект профилактической работы среди населения.

Список использованной литературы:

1. Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова Медицинская валеология, Киев, 2000г.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет педагогического исследования - М., Педагогика, 1984 г.

3. Л.В. Баль, А.Н. Михайлов Неформальные мнения современных подростков о моде и здоровье // Современный подросток: Материалы Всерос. конф. с междунар. Участием. М., 2001 г.

4. Баранов А.А., Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок»// Российский педиатрический журнал.- 2000 г.

5. Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы / Под редакцией А.А. Баранова, Л.А. Щенлягиной. - М., 2000 г.

6. Брюн Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. Науч. - практ. конф. - М., 196 г.

7. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации».- М., 2001 г.

8. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 «Сестринское дело». Ревд. Мед.колледж, 2001 г.

9. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни - М., 1999 г.

10. Захаркина А.О. Кто ты волонтер, методическое пособие,

г.Уфа, 2006 г.

11. Иванов В. и др. Педагогическая деятельность, проблемы, сложности // Высшее образование в России.

12. Иванов В.П. и др. Экология человека - С.-П., 1997 г.

13. Инструктивно-методические материалы по организации и проведению мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Сборник документов./ Состав. Самошкин В.П., Платонова А.Г., Кучма В.Р. и др.- М.: «ИнтерСЭН» 2002 г.

14. Исаев Д.Н. Психососматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996 г.

15. Касаткин В.Н. Медико- психолого- педагогические программы укрепления здоровья детей: Автореф. Дис. ....д-ра мед. наук.- М., 1999 г.

16. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения- среда обитания». М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003 г.

17. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др. Организационно-методические подходы к оздоровлению детей в общеобразовательных учреждения // Социальные и организационные проблемы педиатрии, М., 2003 г.

18. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / Баранов А.А., Кучма В.Р., и др. - М.: Союз педиатров России, 1999 г.

19. Миркин Б.М. и др. Экология Башкортостана, Уфа, 2002 г.

20. Онищенко Г.Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков // Детский доктор. - 2001 г.

21. Попов В.Ф. Санитарное просвещение - М., 1988 г.

22. Румянцев Г.И. и др. Общая гигиена - М., Мед., 1990 г.

23. Станинин М.И. Профессиональные способности педагогики М., 1998 г.

24. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие.- М., 2001 г.

25. Сухарев Л.М., Рапопорт И.К. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария. - 2002г.

26. Сухарев Л.М., Шубочкина Е.И. Молчанова С.С., Куликова А.В. гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях // Вестник РАМН, 2003 г.

27. Сухарев А.Г. Концептуальная модель укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Последипломное медицинское образование на современном этапе. - М.: Изд. Дом «М-Вести»,  

28. Трушкина Л.Ю. и др. Общая гигиена с основами экологии человека, Р-Д, 2001 г.

29. Чумаков Б.И. Валеология. Курс лекций - М., 2002 г.

30. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под редакцией А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. -  М.:, 1998 г.

 




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления