Исполком Всемирного курултая башкир и Башкирский государственный университет провели сегодня в уфимском Дворце культуры ЂЂЂНефтяникЂЂЂ круглый стол ЂЂЂСохранение и ...
Исполком Всемирного курултая башкир и Башкирский государственный университет провели сегодня в уфимском Дворце культуры ЂЂЂНефтяникЂЂЂ круглый стол ЂЂЂСохранение и развитие башкирского языка в условиях многонационального государства: проблемы и перспективыЂЂЂ, посвященный III Всемирному курултаю башкир.
Сохранение и развитие родного языка - в числе приоритетных проблем, которые будет обсуждать предстоящий международный форум в Уфе. Ученые, депутаты Государственного Собрания - Курултая РБ, представители Администрации Президента РБ, Министерства образования, Министерства культуры и национальной политики, актив Всемирного курултая башкир обсуждали сегодня вопросы, касающиеся решения этой актуальной задачи.
Утрата языка - основной «симптом» исчезновения любого этноса. Федеральным законом о языках народов Российской Федерации языки всех проживающих на её территории этносов объявлены национальным достоянием и культурным наследием, которым гарантируется государственная поддержка, содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке, создании необходимых условий для сохранения и развития языков. Каждый язык несёт в себе уникальный исторический и культурный опыт и не только прошлый, но и современный, подчеркивали участники круглого стола. Вот почему все разговоры о необходимости "прагматизма" и "учёта реальных возможностей", которые порой ведутся на федеральном уровне, мягко говоря, неуместны. Если исходить из подобных "прагматических" соображений, ситуация в стране будет складываться таким образом, что многие языки вскоре попадут в «Красную книгу языков народов Российской Федерации». Поэтому так важно на региональном уровне сконцентрировать усилия на этом направлении.
Башкортостан в этом отношении может быть примером: в республике создана одна из самых развитых в стране систем национального образования. В школах ведется обучение на шести родных языках, а 14 изучаются как предмет, на шести языках наиболее многочисленных народов издаются газеты и журналы. Правовой базой такой толерантной языковой политики являются «Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы», Государственная программа «Народы Башкортостана», законы Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», «Об образовании», «О культуре», «О национально-культурных объединениях» и другие. Безусловно, особая миссия у Башкортостана по сохранению и развитию башкирского языка, который в республике наряду с русским имеет статус государственного. Участники круглого стола обсудили языковую ситуацию в городах и районах, вопросы изучения башкирского языка в учебных заведениях, функционирования башкирского языка в различных областях культуры и науки, поделились опытом изучения государственных и родных языков в Башкортостане, отметили значение сохранения и развития традиций и культуры башкирского народа, подчеркнули значительную роль башкирской интеллигенции в сохранении башкирского языка. Наряду с безусловными достижениями на этом поприще отмечены и определенные проблемы, требующие пристального внимания. В их числе ведущий круглого стола Марат Зайнуллин, декан факультета башкирской филологии и журналистики Башгосуниверситета, назвал усиливающееся равнодушие башкирской молодежи к своему родному языку. Во многом оно объясняется процессом глобализации, стирающим не только экономические, но и национальные, и культурные особенности стран и народов. В этих условиях сохранение башкирского языка требует целенаправленной поддержки как государства, так и общественности.
Мы должны вести работу по сохранению и дальнейшему развитию башкирского языка, и особая роль в этом принадлежит башкирской интеллигенции, отметил Марат Зайнуллин.
В целях повышения качества изучения башкирского языка Марат Зайнуллин считает необходимым введение ЕГЭ по башкирскому языку в башкирских гимназиях и лицеях. На круглом столе высказана обеспокоенность состоянием изучения родного языка башкирами, проживающими за пределами республики. Даже в соседней Челябинской области, где компактно проживают свыше 160 тысяч башкир, нет ни одной башкирской гимназии или лицея, где дети могли бы полноценно изучить родной язык.
В ходе дискуссии был высказан целый ряд предложений, нацеленных на сохранение и развитие культурного и духовно-нравственного потенциала башкирского народа, сохранение и развитие башкирского языка, консолидацию башкирского народа. Эти предложения будут обобщены в виде практических рекомендаций, которые будут использованы при разработке основополагающих документов III Всемирного курултая башкир.