Современное состояние системы образования, проблемы и перспективы ее развития обсуждались на заседании Президентского Совета, прошедшего в пятницу, 30 апреля, в Уф ...
Современное состояние системы образования, проблемы и перспективы ее развития обсуждались на заседании Президентского Совета, прошедшего в пятницу, 30 апреля, в Уфе.
В центре обсуждения собравшихся в Доме Республики руководителей министерств и ведомств, предприятий, ректоров вузов, был вопрос модернизации профессионального образования. Как подчеркнул во вступительном слове Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, необходимость в этом назрела уже давно. Ни для кого не секрет, что в последнее время практически нарушены связи между заказчиками кадров - предприятиями и организациями и учреждениями профессионального образования.
Рынок труда и рынок профессиональных образовательных услуг сейчас развиваются каждый сам по себе, каждый - по своим законам, подчеркнул глава региона. Выпуск специалистов ежегодно растет. Высшее образование становится практически массовым или всеобщим. Но от этого конкурентоспособность нашей экономики отнюдь не повышается.
Вряд ли кто будет спорить, что в современных условиях роль образования как стратегического ресурса социального и экономического развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества. Практически каждый из выступавших отметил, что в настоящее время именно образование является тем фактором, который во многом определяет уровень жизни населения, социальную стабильность в государстве.
С основным докладом выступил Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. Он отметил, что система профессионального образования Башкортостана по количеству учреждений и объемам подготовки специалистов занимает ведущие позиции в Российской Федерации и входит в первую пятерку в Приволжском федеральном округе.
Как сказал Раиль Сарбаев, за последние 15 лет структура сети учреждений профессионального образования претерпела существенные изменения. Увеличилось количество высших учебных заведений, одновременно сократилось число профессиональных училищ. Если в 1995 году их было 137, сейчас 108. Отмечается рост контингента обучающихся в вузах с 29 % в 1995 году до 58,3 % в 2009 и снижение в начальном профессиональном образовании. Вместе с тем по показателю количества студентов вузов, приходящихся на 10 тысяч населения, республика по-прежнему отстает и занимает 10 место в ПФО. По рейтингу, составленному Высшей школой экономики, в котором показатель доступности получения профессионального образования является основным, Башкортостан находится на 43 месте в стране по высшему профессиональному образованию, на 16 - по среднему и на 44 по начальному.
В структуре занятого в экономике населения количество специалистов с высшим профессиональным образованием составляет по республике только 17,6 % против 26,2% в РФ, кадров с начальным профессиональным образованием в регионе больше, чем в среднем по России: в РБ - 28,2%, по РФ 18 %.
Раиль Сарбаев отметил, что с 2000 года изменилась структура подготовки кадров в 1,4 раза увеличился бюджетный прием в вузы по отрасли промышленность. Значительное увеличение бюджетного приема отмечается по геологии, разведке и разработке полезных ископаемых (в 1,4 раза), энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике (в 2,5 раза), авиационной и ракетно-космической технике (в 3,3 раза), электронной технике, радиотехнике и связи (в 3,8 раза), автоматике и управлению (в 1,2 раза), приборостроению и опттехнике (в 2,2 раза). В то же время, уменьшился бюджетный прием по металлургии, машиностроению и материалообработке (на 18,3 %), в сельском хозяйстве в 1,6 раза.
Подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования в этот же период снизилась на 47 %, что явилось отражением общей тенденции для РФ, сказал Премьер-министр.
В настоящее время в структуре подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО ведущее место отведено промышленно-техническому профилю. На долю отраслей промышленность, строительство и транспорт приходится
70 % общего приема.
Не оставил без внимания Раиль Сарбаев и то, что при росте популярности и доступности высшего образования увеличился выпуск специалистов по гуманитарным наукам в 1,8 раза, образованию и педагогике в 4,7 раза, экономике и управлению почти в 10 раз.
При этом, как заметил Премьер-министр, увеличение произошло за счет коммерческого приема. Треть выпускников юридических и экономических факультетов заканчивают негосударственные вузы и малочисленные филиалы, зачастую не располагающие достаточной материально-технической базой и высокопрофессиональными кадрами.
Поэтому вопрос качества подготовки кадров является для нас очень актуальным, подчеркнул Раиль Салихович. Республика занимает достаточно жесткую позицию по отношению к «пришлым» филиалам и представительствам вузов.
К слову, в 2009 году было закрыто 88 представительств, сейчас их осталось 42.
Также Раиль Сарбаев обратил внимание на то, что наблюдается структурное несоответствие занятого в экономике населения и выпуска рабочих кадров и специалистов. Например, в отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занято 14,4 % населения, а доля подготовки всех уровней профессионального образования составляет 66,2 процента. В отрасли образование заняты - 9,1 % работающих, доля подготовки - 11,9 %, в строительстве - 8,6 % и 6 %, в отрасли транспорт и связь - 6,4 % и 4,2 %, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 6,2 % и 4,7 %.
Ситуация осложняется ухудшением демографических процессов, отметил Сарбаев. За последнее десятилетие численность обучающихся в школах сократилась по республике на 35 %. К 2015 году падение выпуска 9-х классов в республике продолжится и по отношению к 2000 году составит уже 56 %. Аналогичная ситуация складывается с выпускниками 11 классов.
Как подчеркнул Раиль Салихович, складывающаяся ситуация требует принятия мер по регулированию объемов и направлений подготовки кадров посредством долгосрочного прогнозирования и формирования заказа на подготовку кадров со стороны государства и рынка труда. Работа в этом направлении Правительством ведется.
В 2006 году создан Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы республики, напомнил Раиль Сарбаев. В 2008 году Правительством республики принят План межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования на период до 2012 года. В ходе его реализации сформирован прогноз потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на период до 2020 года. Утвержден порядок формирования республиканского заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ссузах республиканского ведения осуществляется оптимизация профильной структуры подготовки кадров, взят курс на усиление отраслевой специфики, уменьшен прием по маловостребованным направлениям, прекращен бюджетный прием по специальностям «правоведение», «экономика» и «бухгалтерский учет».
В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года Минфином России планируется передать на уровень субъекта 22 федеральных ссуза. Для определения перспектив данных учебных заведений создана совместная с Министерством образования и науки Российской Федерации рабочая группа.
Раиль Сарбаев затронул тему развития социального партнерства с учреждениями профессионального образования, которые осуществляют подготовку кадров соответствующего профиля.
Он сказал, что в республике формируются производственные энергомашиностроительные и деревообрабатывающие кластеры, куда входят профильные учебные заведения.
Пример системной работы, нацеленной на создание системы непрерывного профессионального образования на базе интеграции профессионального образования, прикладной науки и высокотехнологичного моторостроительного производства демонстрирует УМПО. Здесь создан учебно-технический центр на базе Технопарка авиационных технологий для совместного использования на всех уровнях подготовки рабочих и специалистов. УМПО совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом участвует в инновационных проектах по критическим технологиям и нанотехнологиям, оказывает поддержку профессиональному училищу N 52 имени М.Ферина по реализации инновационной образовательной программы.
Сегодня мы повсеместно должны искать и находить точки соприкосновения образования, науки и производства, сконцентрировать необходимые для этого ресурсы, оказать необходимую государственную поддержку, подчеркнул Раиль Сарбаев.
В целях развития и укрепления инновационной составляющей профессионального образования Правительство республики предлагает сформировать региональную образовательную кластерную систему, объединяющую отраслевых заказчиков кадров и учреждения образования.
Создание кластерной модели позволит оптимизировать объемы и структуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе создание системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отраслей экономики, социальной сферы, развить государственное частное партнерство в сфере образования, повысить качество подготовки кадров путем создания единой научно обоснованной и практикоориентированной системы непрерывного профессионального образования, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования, сказал Раиль Сарбаев.
В республике предлагается создать следующие образовательные кластеры авиационно-технический кластер на базе Уфимского государственного авиационного технического университета; топливно-энергетический кластер на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета, аграрный кластер на базе Башкирского государственного аграрного университета; медицинский кластер на базе Башкирского государственного медицинского университета; кластер культуры и искусства на базе Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова; правоохранительный кластер на базе Уфимского юридического института МВД РФ, кластер экономики, предпринимательства и сферы услуг на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
Башкирский государственный университет призван стать крупным многопрофильным региональным университетским комплексом, осуществляющим образовательную, научную и инновационную деятельность в следующих направлениях: экономика, юриспруденция; гуманитарный, математический и естественнонаучный циклы; социальная сфера, техника и технологии отдельных отраслей на основе интеграции материально-технических, кадровых и информационных ресурсов.
В структуру университетов предлагается ввести профильные федеральные учреждения среднего профессионального образования. Республиканские ссузы войдут в кластер на правах ассоциированных членов.
Раиль Сарбаев сказал, что Правительство намерено с 1 января 2011 года перейти на финансирование учреждений через госзаказ, который будет размещаться в первую очередь в учреждениях, имеющих современную материально-техническую базу, инновационные программы и высококвалифицированные кадры.
Предлагаемая модель развития позволит эффективно решать также задачи повышения качества подготовки специалистов, их трудоустройства и закрепления на местах, отметил премьер.
В завершение Президент Башкортостана сказал, что в республике создан мощный кадровый, научно-образовательный потенциал системы профессионального образования.
В сложные 90-е годы в условиях недофинансирования из федерального бюджета нам удалось не только сохранить, но и значительно поддержать учебные заведения, подчеркнул Муртаза Рахимов. Прежде всего, путем укрепления их материально-технической базы. Нежилые здания и помещения республиканской и муниципальной собственности были переданы нефтяному университету, БГУ, аграрному, педагогическому, медицинскому университетам. При поддержке республики в федеральные целевые и адресные программы был включен целый ряд объектов башкирских государственного университета, медицинского и авиационного университетов.
Однако в последнее время система профессионального образования не в полной мере выполняет свое предназначение. Как отметил глава республики, она все больше отстает от требований времени, продолжая работать по старинке, на себя, а не на работодателей. Тем самым система подготовки кадров вступила в явное противоречие с запросами рынка труда.
Дисбаланс между потребностями народнохозяйственного комплекса и объемами подготовки специалистов в республике не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться, подчеркнул Муртаза Рахимов. Рынок труда буквально наводнили кадры с дипломами менеджеров, управленцев, экономистов, юристов и педагогов. Их количество растет с каждым годом. При этом катастрофически не хватает специалистов по транспортным средствам, информатике и вычислительной технике, информационной безопасности, строительству и архитектуре, сфере обслуживания, приборостроению и оптотехнике, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, химической технике и биотехнологии.
Лидерами выпуска экономистов и управленцев Президент назвал Уфимскую государственную академию экономики и сервиса - (14,2% от общего выпуска) и Уфимский государственный авиационный технический университет (12,5%). Из филиалов государственных российских вузов - Всероссийский заочный финансово-экономический институт в городе Уфе - (6,5%).
Самый большой выпуск юристов - в Башкирском государственном университете - (32,8% от общего выпуска) и Уфимском юридическом институте МВД России - (14%). Из негосударственных вузов - в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (22%).
Беспокоит не только чрезмерное перепроизводство таких специалистов, но и качество их подготовки, подчеркнул Муртаза Губайдуллович. То, что большинство из них трудно назвать профессионалами. Не лучшим образом выглядят и многие юристы. В республике нужно определиться с этими так востребованными населением специальностями. Важно создать на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса многопрофильный университет экономики, предпринимательства и сферы услуг, проработав вопрос присоединения к вузу уфимских филиалов Всероссийского заочного финансово-экономического института и Российского государственного торгово-экономического университета. Здесь должны готовиться конкурентоспособные, действительно востребованные высококвалифицированные кадры для экономики и управления, сервиса и туризма, предпринимательства, торговли и финансово-кредитной сферы.
Еще одним недостатком Муртаза Рахимов назвал отсутствие четкого прогноза потребности в кадрах, реально отражающего состояние дел в народнохозяйственном комплексе.
Без точного прогноза потребностей в кадрах не может быть и соответствующего реалиям дня государственного задания вузам, сказал Президент.
Улучшение материально-технической, учебно-производственной базы, создание отраслевых профессиональных кластеров на базе вузов, инновационные разработки - все эти задачи нужно решать прямо сейчас.
Как сказал Президент, сегодня вузы, в первую очередь, университеты, должны стать равноправными участниками научных исследований, конкурировать с институтами академий наук, ведущими научными центрами. А в перспективе - и с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира.
Работа по модернизации профессионального образования в республике предстоит большая и серьезная. И мы должны организовать ее на должном уровне и провести оперативно, осознавая в полной мере всю ее важность и ответственность для инновационного развития Башкортостана, сказал Муртаза Рахимов.