Новые статьи

В Уфе обсудили вопрос модернизации профессионального образования

29.04.2009 | Разное  | 

Современное состояние системы образования, проблемы и перспективы ее развития обсуждались на заседании Президентского Совета, прошедшего в пятницу, 30 апреля, в Уф ...

В Уфе обсудили вопрос модернизации профессионального образования


Современное состояние системы образования, проблемы и перспективы ее развития обсуждались на заседании Президентского Совета, прошедшего в пятницу, 30 апреля, в Уфе.

В центре обсуждения собравшихся в Доме Республики руководителей министерств и ведомств, предприятий, ректоров вузов, был вопрос модернизации профессионального образования. Как подчеркнул во вступительном слове Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, необходимость в этом назрела уже давно. Ни для кого не секрет, что в последнее время практически нарушены связи между заказчиками кадров - предприятиями и организациями и учреждениями профессионального образования.

— Рынок труда и рынок профессиональных образовательных услуг сейчас развиваются каждый сам по себе, каждый - по своим законам, — подчеркнул глава региона. — Выпуск специалистов ежегодно растет. Высшее образование становится практически массовым или всеобщим. Но от этого конкурентоспособность нашей экономики отнюдь не повышается.

Вряд ли кто будет спорить, что в современных условиях роль образования как стратегического ресурса социального и экономического развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества. Практически каждый из выступавших отметил, что в настоящее время именно образование является тем фактором, который во многом определяет уровень жизни населения, социальную стабильность в государстве.

С основным докладом выступил Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. Он отметил, что система профессионального образования Башкортостана по количеству учреждений и объемам подготовки специалистов занимает ведущие позиции в Российской Федерации и входит в первую пятерку в Приволжском федеральном округе.

Как сказал Раиль Сарбаев, за последние 15 лет структура сети учреждений профессионального образования претерпела существенные изменения. Увеличилось количество высших учебных заведений, одновременно сократилось  число профессиональных училищ. Если в 1995 году их было 137, сейчас 108. Отмечается рост контингента обучающихся в вузах — с 29 % в 1995 году до 58,3 % в 2009 и снижение в начальном профессиональном образовании. Вместе с тем по показателю количества студентов вузов, приходящихся на 10 тысяч населения, республика по-прежнему отстает и занимает 10 место в ПФО. По рейтингу, составленному Высшей школой экономики, в котором показатель доступности получения профессионального образования является основным, Башкортостан находится на 43 месте в стране по высшему профессиональному образованию, на 16 - по среднему и на  44 — по начальному.

В структуре занятого в экономике населения количество специалистов с высшим профессиональным образованием составляет по республике только 17,6 % против 26,2% в РФ, кадров с начальным профессиональным образованием в регионе больше, чем в среднем по России: в РБ - 28,2%, по РФ — 18 %.

Раиль Сарбаев отметил, что с 2000 года изменилась структура подготовки кадров — в 1,4 раза увеличился бюджетный прием в вузы по отрасли промышленность. Значительное увеличение бюджетного приема отмечается по геологии, разведке и разработке полезных ископаемых (в 1,4 раза), энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике (в 2,5 раза), авиационной и ракетно-космической технике (в 3,3 раза), электронной технике, радиотехнике и связи (в 3,8 раза), автоматике и управлению (в 1,2 раза), приборостроению и опттехнике (в 2,2 раза). В то же время, уменьшился бюджетный прием по металлургии, машиностроению и материалообработке (на 18,3 %), в сельском хозяйстве в 1,6 раза.

— Подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования в этот же период снизилась на  47 %, что явилось отражением общей тенденции для РФ, — сказал Премьер-министр.

В настоящее время в структуре подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО ведущее место отведено  промышленно-техническому профилю. На долю отраслей промышленность, строительство и транспорт приходится

70 % общего приема.

Не оставил без внимания Раиль Сарбаев и то, что при росте популярности и доступности высшего образования увеличился выпуск специалистов по гуманитарным наукам в 1,8 раза, образованию и педагогике в 4,7 раза, экономике и управлению почти в 10 раз.

При этом, как заметил Премьер-министр, увеличение произошло за счет коммерческого приема. Треть выпускников юридических и экономических факультетов заканчивают негосударственные вузы и малочисленные филиалы, зачастую не располагающие достаточной материально-технической базой и высокопрофессиональными кадрами.

— Поэтому вопрос качества подготовки кадров является для нас очень актуальным, — подчеркнул Раиль Салихович. Республика занимает достаточно жесткую позицию по отношению к «пришлым» филиалам и представительствам вузов.

К слову, в 2009 году было закрыто 88 представительств, сейчас их осталось 42.

Также Раиль Сарбаев обратил внимание на то, что наблюдается структурное несоответствие занятого в экономике населения и выпуска рабочих кадров и специалистов. Например, в отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занято 14,4 % населения, а доля подготовки всех уровней профессионального образования составляет 66,2 процента. В отрасли образование заняты - 9,1 % работающих, доля подготовки  - 11,9 %, в строительстве - 8,6 % и 6 %, в отрасли транспорт и связь - 6,4 % и 4,2 %, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 6,2 % и 4,7 %.  

— Ситуация осложняется ухудшением демографических процессов, — отметил Сарбаев. За последнее десятилетие численность обучающихся в школах сократилась по республике на 35 %.  К 2015 году падение выпуска 9-х классов в республике продолжится и по отношению к 2000 году составит уже 56 %. Аналогичная ситуация складывается с выпускниками 11 классов.

Как подчеркнул Раиль Салихович, складывающаяся ситуация требует принятия мер по регулированию объемов и направлений подготовки кадров посредством долгосрочного прогнозирования и формирования заказа на подготовку кадров со стороны государства и рынка труда. Работа в этом направлении Правительством ведется.

— В 2006 году создан Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы республики, — напомнил Раиль Сарбаев. В 2008 году Правительством республики принят План межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования на период до 2012 года. В ходе его реализации сформирован прогноз потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на период до 2020 года. Утвержден порядок формирования республиканского заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ссузах республиканского ведения осуществляется оптимизация профильной структуры подготовки кадров, взят курс на усиление отраслевой специфики, уменьшен прием по маловостребованным направлениям, прекращен бюджетный прием по специальностям «правоведение», «экономика» и «бухгалтерский учет».

В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года  Минфином России планируется передать на уровень субъекта  22 федеральных  ссуза. Для определения перспектив данных учебных заведений создана совместная с Министерством образования и науки Российской Федерации рабочая группа.

Раиль Сарбаев затронул тему развития социального партнерства с учреждениями профессионального образования, которые осуществляют подготовку кадров соответствующего профиля.

Он сказал, что в республике формируются производственные энергомашиностроительные и деревообрабатывающие кластеры, куда входят профильные учебные заведения.

— Пример системной работы, нацеленной на создание системы непрерывного профессионального образования на базе интеграции профессионального образования, прикладной науки и высокотехнологичного моторостроительного производства демонстрирует УМПО. Здесь создан учебно-технический центр на базе Технопарка авиационных технологий для совместного использования на всех уровнях подготовки рабочих и специалистов. УМПО совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом участвует в инновационных проектах по критическим технологиям и нанотехнологиям, оказывает поддержку профессиональному училищу N 52 имени М.Ферина по реализации инновационной образовательной программы.

— Сегодня мы повсеместно должны искать и находить точки соприкосновения образования, науки и производства, сконцентрировать необходимые для этого ресурсы, оказать необходимую государственную поддержку, — подчеркнул Раиль Сарбаев.

В целях развития и укрепления инновационной составляющей профессионального образования Правительство республики предлагает сформировать региональную образовательную кластерную систему, объединяющую отраслевых заказчиков кадров и учреждения образования.

— Создание кластерной модели позволит оптимизировать объемы и структуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе создание системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отраслей экономики, социальной сферы, развить государственное частное партнерство в сфере образования, повысить качество подготовки кадров путем создания единой научно обоснованной и практикоориентированной системы непрерывного профессионального образования, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования, — сказал Раиль Сарбаев.

В республике предлагается создать следующие образовательные кластеры — авиационно-технический кластер на базе Уфимского государственного авиационного технического университета; топливно-энергетический кластер на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета, аграрный кластер на базе Башкирского государственного аграрного университета; медицинский кластер на базе Башкирского государственного медицинского университета; кластер культуры и искусства на базе Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова; правоохранительный кластер на базе Уфимского юридического института МВД РФ, кластер экономики, предпринимательства и сферы услуг на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса.

Башкирский государственный университет призван стать крупным многопрофильным региональным университетским комплексом, осуществляющим образовательную, научную и инновационную деятельность в следующих направлениях: экономика, юриспруденция; гуманитарный, математический и естественнонаучный циклы; социальная сфера, техника и технологии отдельных отраслей на основе интеграции материально-технических, кадровых и информационных ресурсов.

В структуру университетов предлагается ввести профильные федеральные учреждения среднего профессионального образования. Республиканские ссузы войдут в кластер на правах ассоциированных членов.

Раиль Сарбаев сказал, что Правительство намерено с 1 января 2011 года перейти на финансирование учреждений через госзаказ, который будет размещаться в первую очередь в учреждениях, имеющих современную материально-техническую базу, инновационные программы и высококвалифицированные кадры.

— Предлагаемая модель развития позволит  эффективно решать также  задачи повышения качества подготовки специалистов, их трудоустройства и закрепления на местах, — отметил премьер.

В завершение Президент Башкортостана сказал, что в республике создан мощный кадровый, научно-образовательный потенциал системы профессионального образования.

— В сложные 90-е годы в условиях недофинансирования из федерального бюджета нам удалось не только сохранить, но и значительно поддержать учебные заведения, — подчеркнул Муртаза Рахимов. Прежде всего, путем укрепления их материально-технической базы. Нежилые здания и помещения республиканской и муниципальной собственности были переданы нефтяному университету, БГУ, аграрному, педагогическому, медицинскому университетам. При поддержке республики в федеральные целевые и адресные программы был включен целый ряд объектов башкирских государственного университета, медицинского и авиационного университетов.

Однако в последнее время система профессионального образования не в полной мере выполняет свое предназначение. Как отметил глава республики, она все больше отстает от требований времени, продолжая работать по старинке, на себя, а не на работодателей. Тем самым система подготовки кадров вступила в явное противоречие с запросами рынка труда.

— Дисбаланс между потребностями народнохозяйственного комплекса и объемами подготовки специалистов в республике не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться, — подчеркнул Муртаза Рахимов. Рынок труда буквально наводнили кадры с дипломами менеджеров, управленцев, экономистов, юристов и педагогов. Их количество растет с каждым годом. При этом катастрофически не хватает специалистов по транспортным средствам, информатике и вычислительной технике, информационной безопасности, строительству и архитектуре, сфере обслуживания, приборостроению и оптотехнике, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, химической технике и биотехнологии.

Лидерами выпуска экономистов и управленцев Президент назвал Уфимскую государственную академию экономики и сервиса - (14,2% от общего выпуска) и Уфимский государственный авиационный технический университет (12,5%). Из филиалов государственных российских вузов - Всероссийский заочный финансово-экономический институт в городе Уфе - (6,5%).

Самый большой выпуск юристов - в Башкирском государственном университете - (32,8% от общего выпуска) и Уфимском юридическом институте МВД России - (14%). Из негосударственных вузов - в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (22%).

— Беспокоит не только чрезмерное перепроизводство таких специалистов, но и качество их подготовки, — подчеркнул Муртаза Губайдуллович. То, что большинство из них трудно назвать профессионалами. Не лучшим образом выглядят и многие юристы. В республике нужно определиться с этими так востребованными населением специальностями. Важно создать на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса многопрофильный университет экономики, предпринимательства и сферы услуг, проработав вопрос присоединения к вузу уфимских филиалов Всероссийского заочного финансово-экономического института и Российского государственного торгово-экономического университета. Здесь должны готовиться конкурентоспособные, действительно востребованные  высококвалифицированные кадры для экономики и управления, сервиса и туризма, предпринимательства, торговли и финансово-кредитной сферы.

Еще одним недостатком Муртаза Рахимов назвал отсутствие четкого прогноза потребности в кадрах, реально отражающего состояние дел в народнохозяйственном комплексе.

— Без точного прогноза потребностей в кадрах не может быть и соответствующего реалиям дня государственного задания вузам, — сказал Президент.

Улучшение материально-технической, учебно-производственной базы, создание отраслевых профессиональных кластеров на базе вузов, инновационные разработки - все эти задачи нужно решать прямо сейчас.

Как сказал Президент, сегодня вузы, в первую очередь, университеты, должны стать равноправными участниками научных исследований, конкурировать с институтами академий наук, ведущими научными центрами. А в перспективе - и с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира.

— Работа по модернизации профессионального образования в республике предстоит большая и серьезная. И мы должны организовать ее на должном уровне и провести оперативно, осознавая в полной мере всю ее важность и ответственность для инновационного развития Башкортостана, — сказал Муртаза Рахимов.




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления