4 апреля исполняется 20 лет со дня избрания Муртазы Губайдулловича Рахимова на пост Председателя Верховного Совета БАССР. По сути, именно с этого в нашей республике ...
4 апреля исполняется 20 лет со дня избрания Муртазы Губайдулловича Рахимова на пост Председателя Верховного Совета БАССР. По сути, именно с этого в нашей республике начался принципиально новый этап развития, итоги которого мы осмысливаем в Год Республики.
Если взглянуть ретроспективно на этот период, то можно убедиться, что такого исключительного по динамике этапа в истории Башкортостана еще не было. Фактически он начался с выборов народных депутатов Башкирской АССР, состоявшихся в марте 1990 года. Тогда кипели митинговые страсти вокруг экологических, национальных проблем, вопросов межнациональных отношений. Большая дискуссия велась по поводу ущемленности политических и социально-экономических прав республики. Уход обкома партии с политической арены привел к заметному ослаблению власти. Избирательная кампания по выборам Верховного Совета отличалась особой остротой. Впервые в истории они проходили на альтернативной основе в результате три четверти депутатов Верховного Совета республики оказались в его составе впервые.
4 апреля 1990 года состоялись выборы Председателя Верховного Совета БАССР. На пост спикера республиканского парламента претендовали восемь человек. Возглавить высший представительный орган власти депутаты большинством голосов доверили Муртазе Рахимову директору Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС, который, кстати, раньше ни разу не избирался в Верховный Совет республики. Выход Муртазы Рахимова на политическую арену состоялся годом раньше, когда он был избран народным депутатом СССР и вошел в состав Верховного Совета страны.
Как вспоминал позже в одном из интервью Муртаза Рахимов, «крайне тяжелым был 90-й год. В это время и в республике, и в стране каждый день могло произойти все, что угодно. Ситуация начала выходить из-под контроля государства. Так случилось, что именно в этот год мне пришлось возглавить республику. Я не стремился к власти, но и отказываться было не в моих правилах, потому что я всегда был и останусь государственным человеком и патриотом. Мне небезразлично, что происходит в республике и стране». Надо отдать должное новому Председателю Верховного Совета, крупный хозяйственник и опытный организатор, прошедший трудовой путь от оператора до директора крупнейшего предприятия, он сумел объединить достаточно разнородный депутатский корпус для решения стратегических задач. Верховный Совет взял ситуацию в республике под свой контроль, не позволив эмоциям перерасти в опасные конфликты и предотвратив возможную конфронтацию в обществе.
Главной своей целью Верховный Совет провозгласил расширение политических прав республики и укрепление ее экономической самостоятельности. Необходимость такой стратегии объяснялась убедительно. Башкирия, входя в первую десятку регионов Российской Федерации по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, десятилетиями оставалась на 50-70 местах в стране по выпуску потребительских товаров, по развитию сферы услуг, по важнейшим социальным параметрам. Для изменения сложившейся ситуации нужны были принципиальные перемены.
Важным стратегическим шагом руководства Башкортостана стало принятие Декларации о государственном суверенитете республики 11 октября 1990 года, провозгласившей основные принципы государственного и общественно-политического устройства. Земля, недра, природные богатства и ресурсы, экономический и научно-технический потенциал объявлялись собственностью многонационального народа республики. Был определен договорный характер ее отношений с Российской Федерацией. Но это отнюдь не означало, что республика взяла сепаратистский курс (тогда много было спекуляций на эту тему, в том числе в российских СМИ). Руководство Башкортостана принимало самое деятельное участие в Новоогаревском процессе по обновлению СССР. Но августовские события 1991 года прервали его. Распад Советского Союза подтолкнул центробежные процессы и в России, по сути своей федеративной только формально.
В той ситуации спас государство российское от развала Федеративный договор, сформулировавший принципы построения действительно федеративного государства. Вообще у этого документа оказалась нелегкая судьба: его значимость сегодня откровенно затушевывается, и тогда в 1992-м, отношение к договору было весьма неоднозначным. В том числе и в Башкортостане. Находились такие деятели, которые призывали проигнорировать его из-за несоответствия Декларации о государственном суверенитете республики. То есть последовать примеру Чечни и Татарстана, как известно, не подписавшим тогда этот документ. Такая крайняя позиция могла дестабилизировать обстановку в республике. Поэтому был найден компромиссный вариант Федеративный договор был подписан со специальным Приложением, отразившим основные положения Декларации. На республиканском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 года, подавляющее большинство башкортостанцев поддержало курс на укрепление государственных основ и экономической самостоятельности республики.
1993 год стал своеобразным водоразделом в истории страны и Башкортостана. Разгон российского парламента во время печально известного октябрьского политического кризиса, когда столкнулись две ветви российской власти законодательная и исполнительная, роспуск представительных органов власти на местах создали в стране беспрецедентную обстановку, грозящую политическим хаосом. В тот критический момент Муртаза Рахимов и Руслан Аушев встречались с главой правительства Виктором Черномырдиным и его коллегами, пытаясь не допустить кровопролития.
Изменившаяся ситуация в стране привела к принципиальным коррективам в политической системе Башкортостана. Установление твердой власти тогда стало вопросом номер один для республики. Тем более что в Москве всерьез рассматривался вариант назначения главы республики. Такая перспектива вызвала откровенно негативную реакцию. Верховный Совет принял решение ввести в республике институт президентства в соответствии с законом, принятым еще в октябре 1991 года.
12 декабря 1993 года в Башкортостане впервые прошли президентские выборы. 64 процента избирателей, принявших в них участие, проголосовали за Муртазу Рахимова. Введение института президентства открыло новый политический этап, главной отличительной чертой которого стал качественно новый статус республики, реализовавшийся в достаточно самостоятельном курсе, давшем за прошедшие годы весьма ощутимые результаты. Уход от ограничительных рамок автономии окончательно закрепила новая Конституция Башкортостана, принятая через две недели после российской 24 декабря 1993 года. А Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Башкортостаном, заключенный 3 августа 1994 года, уточнив компетенции федеральных и республиканских властей, позволил более гибко управлять развитием республики, сочетая государственное реформирование с рыночными механизмами.
В основу социально-экономической стратегии Башкортостана, со временем названной "башкортостанской моделью" реформирования, были положены два принципа: во-первых, не разрушение, а обдуманная трансформация планово-распределительной экономики в рыночную. Во-вторых, сохранение определенных социальных гарантий для населения. Отказ от шоковой терапии, обвальной приватизации, "мягкое вхождение" в рынок помогли сохранить производство от развала и создать условия для экономического подъема. Характерная особенность башкортостанской экономической модели активная координирующая и организующая роль государства, причем не только в производственной, но и в социальной сфере. Такой патерналистский стиль управления оправдывает себя на переходном этапе, который переживает наше общество. И, надо заметить, Башкортостан демонстрирует это достаточно наглядно.
Темпы экономического роста в республике выше среднероссийских. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям Башкортостан входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, а по производству продукции сельского хозяйства стабильно в первой тройке. Активная социальная политика в республике значительно нейтрализовала для населения потери переходного времени. Особую значимость имеют политические итоги прошедших двух десятилетий. Стабильная общественно-политическая ситуация, межнациональное и межконфессиональное согласие наше особое достояние. А ведь спокойствие и гражданский мир во многом определяются целенаправленной государственной политикой. Эпоха перемен, которую переживает наша страна, научила нас особенно ценить эти качества жизни.
Конечно, проблем в нашей действительности еще хватает, уровень жизни оставляет желать лучшего, и наступивший экономический кризис только усугубляет эту ситуацию. Муртаза Рахимов не из тех, кто легковесно бросает обещания, потому что знает не понаслышке эти проблемы. Все последние годы в республике предпринимались конкретные шаги по поддержке малообеспеченных жителей, не менее половины средств республиканского бюджета направляется на решение социальных задач. Много сделано, но впереди предстоит еще больше работы. И поблажек Президент Башкортостана себе не дает, его рабочий день продолжается по 10-12 часов, да и в районах он бывает практически еженедельно. Ответственность перед земляками за все, что происходит в республике, за ее будущее главный жизненный принцип Муртазы Рахимова. Не случайно, жители республики трижды поддержали своего Президента на выборах. Высокий профессионализм, деловые и личные качества Муртазы Рахимова высоко ценят и в Кремле, не раз высокую оценку его деятельности давали Президент России и Председатель Правительства страны.
Эффективно руководить два десятилетия крупнейшим регионом страны - не каждому по плечу. За эти годы в региональных элитах народу сменилось не перечесть. Муртаза Рахимов из политических тяжеловесов, которых единицы в стране. Когда его спрашивают о секретах «профессионального мастерства», он никого не пытается поразить оригинальностью. Как-то в интервью агентству «Башинформ» Муртаза Рахимов сказал: «Волею судьбы когда-то я стал руководителем республики. С тех пор моя работа решать проблемы людей. А меня с детства учили, что свою работу нужно делать хорошо. Сложностей у людей, конечно же, хватает. И запросы у всех очень разные одному нужно много, другой довольствуется малым, на всех, конечно, не угодишь. Свое предназначение я вижу в том, чтобы у каждого человека была работа, зарплата, позволяющая нормально жить, мир и согласие в республике, одним словом уверенность в завтрашнем дне». Что тут добавить?