I Уфимский фестиваль университетской молодежной поэзии, организованный молодежным поэтическим объединением «Тысячелистник», прошел в Башкирском государственно ...
I Уфимский фестиваль университетской молодежной поэзии, организованный молодежным поэтическим объединением «Тысячелистник», прошел в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ). Активное участие в нем приняли студенты уфимских вузов, учащиеся лицеев и колледжей, школьники.
Фестиваль открылся круглым столом, в ходе которого юные участники могли наравне вступить в дебаты о проблемах литературы с представителями редакции журнала «Бельские просторы», известными уфимскими писателями, поэтами, журналистами, преподавателями вузов и учителями школ. Разговор с самого начала сконцентрировался вокруг вопросов о том, какое место в современном обществе занимает поэзия, нужна ли она современному человеку в принципе, и в чем же отличие поэзии именно университетской.
У большинства участников фестиваля термин «университетская поэзия» ассоциируется с поэзией молодежной. Оно и не удивительно. Ведь именно студенты чаще всего испытывают позывы к поэтическому творчеству. Этому способствуют и свойственный юности переизбыток чувств, требующий какого-то выплеска наружу, и располагающая к свободному выражению мыслей атмосфера вузов. Так что фраза из некогда популярной песенки «ЂЂЂпусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет» справедлива если не в отношении всей молодежи, то достаточно значительной ее части. У кого-то увлечение стихами остается впоследствии на всю жизнь, у кого-то угасает через несколько лет.
По мнению руководителя Уфимского литературного объединения «УФЛИ», члена Общественной палаты РБ Айдара Хусаинова, термин «университетская поэзия» достаточно условный.
Речь идет в данном случае не столько даже о литературной деятельности студентов или преподавателей университета, сколько об аккумулировании вокруг вузов местных творческих сил, считает он. Ведь зачастую литературные объединения, создающиеся при университетах, могут посещать и другие желающие. И если говорить о поэзии университетской, то тогда справедливо будет говорить и о поэзии библиотечной. Библиотеки также нередко становятся местом, где собираются любители поэзии. К примеру, встречи литобъединения «УФЛИ» проходят в настоящее время в Национальной библиотеке РБ имени Ахмет-Заки Валиди. А если поэтов не пустят ни в университет, ни в библиотеку, и они соберутся в подвале, тогда что, мы заговорим о подвальной поэзии?
На самом деле, как считает Айдар Хусаинов, не столь важно, где именно собираются поэты, сколь сам факт, что в городе есть благоприятная среда для занятий поэтическим творчеством. Человеку, которому это интересно, есть куда прийти, он может найти единомышленников. Противостояние же в поэзии между молодежью и представителями более зрелого поколения было всегда, и оно вполне естественно. Главное, чтобы при этом, несмотря на споры и разногласия, сохранялась определенная творческая преемственность и новое поколение, придя в литературу, не начинало изобретать велосипед, не имея представления о том, чем занимались еще совсем недавно те, кто занимал эту нишу до них.
Основная цель литературных объединений, создающихся при университетах, все-таки в первую очередь научить людей писать, считает руководитель литературного объединения Башкирского государственного университета (БашГУ) «Тропинка» Любовь Каракуц. - Естественно, выучить человека на поэта, как, скажем, на слесаря, невозможно. Но зато можно дать основы стихосложения, научить различать размеры стиха, белый стих от вольного, да и элементарно привить молодежи хороший вкус на удачных примерах как классической, так и современной поэзии. Это своего рода инструментарий, база для дальнейшего творческого развития. Особенно полезны в этом отношении занятия в университетских литобъединениях для студентов негуманитарных факультетов.
В не меньшей степени, чем суть университетской поэзии, участников круглого стола интересовал и вопрос о том, какое место в современном мире занимает поэзия в принципе и насколько сегодня актуально занятие поэтическим творчеством.
Не секрет, что интерес к чтению в нашей стране, как, впрочем, и во всем мире, в последние десятилетия заметно снизился. Причем популярность поэтических книг упала больше всего. В этой связи занятие поэзией можно счесть делом бесперспективным или даже глупым. Ведь любой интеллектуальный продукт должен находить своего потребителя. А о каком потребителе может быть речь, если читать стихи никто не хочет?
Однако на фоне глобального падения популярности поэтических книг в нашей стране наблюдается и совершенно обратный процесс. Все большее количество людей начинают стихи писать. Об этом можно судить уже хотя бы по числу зарегистрированных на популярном портале Стихи.ру авторов, которое уже давно перевалило за 270 тысяч. Цифра более чем впечатляющая для 143-миллионой России. Конечно, далеко не каждого из этих людей можно назвать поэтом, но все они так или иначе поэзией интересуются, причем не только читают, но и сами пытаются писать.
При этом, что удивительно, в последнее время заметно выросло количество действительно хороших стихов, говорит ответственный секретарь журнала «Бельские просторы» Игорь Фролов. - Об этом можно судить уже хотя бы по росту числа достойных авторов нашего издания.
Доступность Интернета для населения только подхлестнула занятие людей поэтическим творчеством. Если раньше читательской аудиторией тех, кто оставался «за бортом» литературных толстяков, становился узкий круг знакомых, то теперь непризнанному автору гораздо проще удовлетворить свою потребность быть услышанным как можно большим количеством людей - благо различных литературных сайтов сегодня предостаточно, и каждый может завести поклонников своего таланта и собратьев по перу (пусть таких же непризнанных, как он сам) в любом уголке страны или даже мира.
Растет, кстати, у современной молодежи и возможность публиковать свои стихи в печатных изданиях.
Когда я еще сам был студентом, вспоминает заведующий отделом поэзии журнала «Бельские просторы» Николай Грахов, -напечататься было практически невозможно. И публикацию двух стихотворений в год в городской газете можно было считать настоящим достижением. Сейчас же возможностей публиковаться значительно больше. Взять хотя бы нашу республику. Не только в Уфе, но и в ряде других городов, есть газеты, регулярно публикующие стихи и прозу местных авторов. Многие молодые люди становятся авторами нашего журнала, литературные объединения регулярно выпускаю альманахи и сборники. А издательство «Вагант» при БГПУ с не меньшей регулярностью выпускает книги молодых авторов. Во времена моей молодости о выходе собственной книги можно было только мечтать.
Увлеченность большого числа людей литературным творчеством и широкие возможности для публикации в печатных и электронных источниках, наряду со своими несомненными плюсами, таят две большие опасности. Первая из них заключается в том, что хотя число людей, пишущих стихи, растет, интерес населения к чтению тем не менее падает. Вторая опасность - в том, что из-за роста возможностей публиковаться, неизбежно всплывает вопрос: «А судьи кто?» Если практически каждый сегодня может издать свою книгу, то ценность самого этого факта снижается. Если в прежние времена, чтобы быть напечатанным, автору приходилось пройти жесточайший отбор, то теперь отбор стал минимальным. За деньги же и вовсе можно издать что угодно. А для того, чтобы отправить свои опусы в путешествие по всемирной паутине, даже спрашивать никого не нужно. В такой ситуации тому небольшому числу читателей, которое еще осталось в нашей стране, порой бывает очень сложно разобраться в том, где же действительно стоящая литература, а где, откровенно говоря, макулатура.
Затянувшийся круглый стол сменился второй частью фестиваля -чтением стихов. Собравшиеся смогли услышать как школьников, так и студентов, и уже зрелых поэтов. Без подарков от организаторов фестиваля не ушел домой ни один из выступавших. Лауреатами же конкурса члены жюри признали Ольгу Булатову (БашГУ), Ольгу Журавлеву (Уфимский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. Шолохова), Марию Леонтьеву (БашГУ), Александра Марьина (Уфимская государственная академия искусств), Алину Гребешкову (БГПУ). Гран-при фестиваля достался Михаилу Кривошееву (БашГУ).