Случаи нарушения прав потребителей по-прежнему весьма распространены в Уфе. Об этом сообщила сегодня на оперативном совещании у главы администрации города началь ...
Случаи нарушения прав потребителей по-прежнему весьма распространены в Уфе. Об этом сообщила сегодня на оперативном совещании у главы администрации города начальник отдела защиты прав потребителей управления по социальной поддержке населения уфимской администрации Светлана Галеева. В течение 2009 года, по ее словам, от уфимцев поступило более 14 тысяч обращений, связанных с нарушением их потребительских прав, среди которых 1800 - письменные.
В числе жалоб доминируют поступившие в адрес торговых предприятий - их около 72%. И порядка 20% жалоб приходятся на работу предприятий по обслуживанию населения. Больше всего обращений связано с нарушением потребительских прав при покупке бытовой техники, мобильных телефонов, обуви, одежды, продуктов питания. А с недавнего времени в Уфе заметно увеличилось количество жалоб на работу автодилерских центров.
Что касается сферы обслуживания населения, то здесь «лидером» стали организации, оказывающие различные бытовые услуги - на их долю приходится 54,5% всех поступивших жалоб. Еще 17% жалоб связано с нарушением прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг, 6,6% жалоб поступило в адрес строителей, 5,7% в адрес банков, 4,1% в адрес турфирм.
Обманывают доверчивого потребителя буквально все кому не лень. Так, по словам Светланы Галеевой, достаточно большое количество жалоб поступает в последнее время на работу фирм по производству и доставке мебели. Разброс вариантов надувательства здесь достаточно широк - от случаев, когда деньги с человека взяли, а мебель в итоге не привезли, до случаев, когда мебель привозят не в той комплектации или не того цвета.
Частенько «кидают» уфимцев и строительные организации. Примером может послужить распространенный случай, когда человеку перед началом строительства малоэтажного дома показывают, согласно проекту, что высота потолков у него будет 2,75 метра, а когда дом готов, оказывается, что потолки в нем всего 2,65 метра. Деньги уплачены, и понятно, что заставить переделать потолки строителей уже невозможно. Доказать незаконность подобной сделки потребитель тоже не может.
Нередко нам приходится сталкиваться также с жалобами жителей города на нарушение их потребительских прав различными банками, сказала Светлана Галеева. - Картина в большинстве таких случаев обычно одна и та же. Банки присылают своим клиентам кредитные карты и предлагают их активировать. При этом они не предоставляют подробной информации о правилах погашения кредита. В результате многие люди, ни о чем не подозревая, становятся вечными должниками банков. В нашей практике был случай, например, когда одна из жительниц города думала, что погасила кредит, и вдруг через некоторое время узнала, что должна банку более тысячи рублей. Как выяснилось, долг этот вырос из одного рубля 40 копеек, остававшихся невыплаченными.
И наконец, настоящим бичом потребителей остаются так называемые (в народе) «продавцы хренорезок» или попросту коммивояжеры. Больше всего от них страдают люди старшего поколения. Доверчивые бабульки продолжают покупать утюги, пылесосы, сомнительные медицинские аппараты и прочие не нужные им товары, оказывающиеся чаще всего очень низкого качества, которые представители таких фирм разносят и продают по квартирам.
С приближением сезона отпусков в Уфе ожидается также заметный рост жалоб на работу туристических фирм.
Чтобы предупредить возможные нарушения прав наших граждан, нами планируется к изданию «Памятка потребителю туристических услуг», в которой собрана вся необходимая информация о правах граждан, обязанностях туроператоров и о том, что следует предпринимать, если ваши права все-таки были нарушены, сказала Светлана Галеева.
Отделом защиты прав потребителей управления по социальной поддержке населения администрации города постоянно расширяется перечень мероприятий по защите потребительских прав жителей города. Так, большую популярность приобрела в последнее время практика организации «прямых проводов», которых в 2009 году было проведено 72. Более 700 жителей города получили правовые консультации по защите потребительских прав, из них 340 проконсультировались у юристов в районных администрациях города.
Мы активно сотрудничаем со средствами массовой информации, сказала Светлана Галеева, распространяем информацию о правах потребителей с помощью стендов и листовок, а недавно администрацией города были заключены четыре соглашения о взаимодействии в этой сфере с надзорно-контрольными органами. В результате, благодаря всем этим мероприятиям, в 2009 году удалось предотвратить возможные убытки населения города от нарушения потребительских прав на сумму более 16 миллионов рублей.
На те организации, которые нарушают права потребителей, администрация города старается оказывать необходимое воздействие. И положительных примеров такого воздействия - масса. Среди них есть и такие, которые на первый взгляд не лишены некоторой доли комизма. Так, от жителей и гостей Уфы поступала масса жалоб на то, что туалет на обоих автовокзалах города платный. Благодаря вмешательству городских властей, туалет теперь стал на автовокзалах бесплатным, правда, лишь для тех, кто у кого имеются билеты на рейс.