Новые статьи

Учительство обсуждает образовательный потенциал родного языка

29.04.2009 | Разное  | 

Образовательный потенциал родного языка и его роль в развитии творческих способностей и формировании личности учащихся, использование инновационных технологий ...

Учительство обсуждает образовательный потенциал родного языка


Образовательный потенциал родного языка и его роль в развитии творческих способностей и формировании личности учащихся, использование инновационных технологий в преподавании родного языка, формирование национально-русского двуязычия в полиэтническом образовательном пространстве, содержание регионального компонента образования в школах Республики Башкортостан, развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка - эти и другие вопросы обсудили делегаты X съезда учителей на секционном заседании «Языки народов Башкортостана - национальное богатство общества», прошедшем в Институте развития образования РБ.

Состояние национального образования в Республике Башкортостан, проблемы и перспективы развития этой сферы проанализировал в своем выступлении заместитель министра образования РБ Артур Сурин. Он привел красноречивые цифры, характеризующие государственную национальную политику Башкортостана, где проживают представители 130 народов.

Как сообщил коллегам замминистра образования республики, в 2009-2010 учебном году преподавание на родном башкирском языке осуществляется в 447 школах, (в том числе 276 филиалах), на родном татарском языке - в 234 школах (в т.ч. 82 филиалах), на чувашском языке - в 27 школах (в т.ч. 4 филиалах), на марийском языке - в 54 школах (в т.ч. 39 филиалах), удмуртском языке - в 6 школах (в т.ч. 3 филиалах). В 80 школах функционируют 540 национальных башкирских классов, в 6 школах — 13 татарских классов. Изучение родного башкирского языка как предмета организовано в 949 школах (в т.ч. в 91 филиале), родного татарского языка - в 599 школах (в т.ч. в 47 филиалах), родного марийского языка - в 77 школах (в т.ч. 28 филиалах), родного чувашского языка - в 93 школах, родного удмуртского языка - в 31 школе (в т.ч. 3 филиалах), мордовского языка - в 14 школах, украинского языка - в 4 школах, белорусского языка - в 3 школах, родного немецкого языка - в 3 школах, латышского и польского языков - в 1 школе. Остальные языки изучаются в воскресных школах. В 2008-2009 учебном году обучались на родном языке и изучали родной язык как предмет 73% учащихся нерусской национальности.

Такое широкое развитие национального образования возможно благодаря успешному решению кадровой проблемы: подготовка преподавателей 7 родных языков ведется в высших и средних специальных учебных заведениях республики. В Башкирском государственном университете и Башкирском государственном педагогическом университете им.М.Акмуллы осуществляется подготовка по специальностям «Русский язык и литература», «Башкирский язык и литература», «Татарский язык и литература»; в Стерлитамакской государственной педагогической академии им.З.Биишевой наряду с этими специальностями организована подготовка учителей чувашского языка и литературы; в Бирской государственной социально-педагогической академии - учителей марийского языка и литературы. В Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова обучаются будущие учителя украинского языка и литературы. В общей сложности родные языки преподают 6297 учителей, в том числе 4764 учителя башкирского языка, 1147 учителей татарского, 130 учителей чувашского, 186 учителей марийского, 40 учителей удмуртского и других языков. При этом 88% учителей родных языков имеют высшее педагогическое образование.

— Правительством Республики Башкортостан, Министерством образования республики проводится большая работа по стимулированию труда учителей, повышению мотивации учащихся к изучению родных языков, — отметил Артур Сурин. — С 2006 года реализуются национальные проекты по развитию образования, в рамках которых награждаются лучшие учителя России. Отрадно, что в конкурсе активно участвуют и учителя родных языков. В 2007 году грант получили 62 учителя родных языков (43 учителя башкирского языка, 13 учителей татарского, 2 - марийского, 4 — чувашского языков), в 2008 учебном году - 66 учителей, в том числе 45 учителей башкирского, 11 учителей татарского, 3 учителя марийского, 1 учитель мордовского языков и 6 учителей предмета «Культура Башкортостана», в 2009 году - 71 учитель, в том числе 42 учителя башкирского, 12 татарского, 4 учителя марийского, 2 чувашского, 1 учитель удмуртского языков и 10 учителей предмета «Культура Башкортостана».

Постановлением Правительства РБ поощряются лучшие учителя русского и башкирского языков. За три года 150 лучших учителей государственных языков стали обладателями премии. В этом году размер премии увеличился до 50 тысяч рублей.

Артур Сурин подчеркнул роль профессиональных конкурсов, проводимых Министерством образования РБ и Министерством образования и науки РФ, в повышении квалификации учителей родных языков,  а также целостной системы мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся к изучению родных языков. В их числе — республиканский конкурс сочинений на родных языках «Пою мою республику», республиканский форум «День родного языка», конференции, посвященные жизни и деятельности известных литературных деятелей, республиканские олимпиады, республиканские конкурсы юных сказителей.

— Наша общая задача состоит в том, чтобы на всех уровнях была признана важность языкового разнообразия, важность изучения родного языка, — сказал Артур Сурин.

Тем более, что методическая база для этого создана, школы практически обеспечены учебниками по родным языкам. Новые федеральные образовательные стандарты требуют пересмотра учебников. В связи с этим утверждена Лингвокультурологическая концепция преподавания башкирского и других родных языков в общеобразовательных учреждениях республики, учитывающая социокультурную и психологическую сущность языка. Указом Президента Республики Башкортостан утверждена Концепция развития национального образования, которая должна стать основополагающим документом в развитии национального образования, преподавании родных языков. Если прежней Концепцией в качестве приоритетной задачи было сформулировано возрождение национальной школы с обучением на родном языке, то новой Концепцией ставится более глобальная задача — возрождение этноса на новом уровне в соответствии с мировыми требованиями через сферу национального образования. Родной язык выступает как основной фактор формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру.

Сегодня многие родные языки оказались в зоне риска, на грани исчезновения, подчеркнул замминистра образования республики. Выросло несколько поколений, не знающих родного языка, именно они сейчас, будучи родителями, выступают против родного языка.

— Работники образования сегодня являются чуть ли не единственными проводниками идеи сохранения и развития родных языков, поэтому они должны занять правильную и активную позицию в данном вопросе, — заявил Артур Сурин. — Сегодня мало кто задумывается над тем, что родные языки - это ценность, что с исчезновением языка уйдет культура целого народа,  без языка нет перспективы развития любого народа. Поэтому сохранение языков и их изучение в образовательных учреждениях всегда должны быть в центре внимания как государства, так и общественности.




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления