Образовательный потенциал родного языка и его роль в развитии творческих способностей и формировании личности учащихся, использование инновационных технологий ...
Образовательный потенциал родного языка и его роль в развитии творческих способностей и формировании личности учащихся, использование инновационных технологий в преподавании родного языка, формирование национально-русского двуязычия в полиэтническом образовательном пространстве, содержание регионального компонента образования в школах Республики Башкортостан, развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка - эти и другие вопросы обсудили делегаты X съезда учителей на секционном заседании «Языки народов Башкортостана - национальное богатство общества», прошедшем в Институте развития образования РБ.
Состояние национального образования в Республике Башкортостан, проблемы и перспективы развития этой сферы проанализировал в своем выступлении заместитель министра образования РБ Артур Сурин. Он привел красноречивые цифры, характеризующие государственную национальную политику Башкортостана, где проживают представители 130 народов.
Как сообщил коллегам замминистра образования республики, в 2009-2010 учебном году преподавание на родном башкирском языке осуществляется в 447 школах, (в том числе 276 филиалах), на родном татарском языке - в 234 школах (в т.ч. 82 филиалах), на чувашском языке - в 27 школах (в т.ч. 4 филиалах), на марийском языке - в 54 школах (в т.ч. 39 филиалах), удмуртском языке - в 6 школах (в т.ч. 3 филиалах). В 80 школах функционируют 540 национальных башкирских классов, в 6 школах 13 татарских классов. Изучение родного башкирского языка как предмета организовано в 949 школах (в т.ч. в 91 филиале), родного татарского языка - в 599 школах (в т.ч. в 47 филиалах), родного марийского языка - в 77 школах (в т.ч. 28 филиалах), родного чувашского языка - в 93 школах, родного удмуртского языка - в 31 школе (в т.ч. 3 филиалах), мордовского языка - в 14 школах, украинского языка - в 4 школах, белорусского языка - в 3 школах, родного немецкого языка - в 3 школах, латышского и польского языков - в 1 школе. Остальные языки изучаются в воскресных школах. В 2008-2009 учебном году обучались на родном языке и изучали родной язык как предмет 73% учащихся нерусской национальности.
Такое широкое развитие национального образования возможно благодаря успешному решению кадровой проблемы: подготовка преподавателей 7 родных языков ведется в высших и средних специальных учебных заведениях республики. В Башкирском государственном университете и Башкирском государственном педагогическом университете им.М.Акмуллы осуществляется подготовка по специальностям «Русский язык и литература», «Башкирский язык и литература», «Татарский язык и литература»; в Стерлитамакской государственной педагогической академии им.З.Биишевой наряду с этими специальностями организована подготовка учителей чувашского языка и литературы; в Бирской государственной социально-педагогической академии - учителей марийского языка и литературы. В Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова обучаются будущие учителя украинского языка и литературы. В общей сложности родные языки преподают 6297 учителей, в том числе 4764 учителя башкирского языка, 1147 учителей татарского, 130 учителей чувашского, 186 учителей марийского, 40 учителей удмуртского и других языков. При этом 88% учителей родных языков имеют высшее педагогическое образование.
Правительством Республики Башкортостан, Министерством образования республики проводится большая работа по стимулированию труда учителей, повышению мотивации учащихся к изучению родных языков, отметил Артур Сурин. С 2006 года реализуются национальные проекты по развитию образования, в рамках которых награждаются лучшие учителя России. Отрадно, что в конкурсе активно участвуют и учителя родных языков. В 2007 году грант получили 62 учителя родных языков (43 учителя башкирского языка, 13 учителей татарского, 2 - марийского, 4 чувашского языков), в 2008 учебном году - 66 учителей, в том числе 45 учителей башкирского, 11 учителей татарского, 3 учителя марийского, 1 учитель мордовского языков и 6 учителей предмета «Культура Башкортостана», в 2009 году - 71 учитель, в том числе 42 учителя башкирского, 12 татарского, 4 учителя марийского, 2 чувашского, 1 учитель удмуртского языков и 10 учителей предмета «Культура Башкортостана».
Постановлением Правительства РБ поощряются лучшие учителя русского и башкирского языков. За три года 150 лучших учителей государственных языков стали обладателями премии. В этом году размер премии увеличился до 50 тысяч рублей.
Артур Сурин подчеркнул роль профессиональных конкурсов, проводимых Министерством образования РБ и Министерством образования и науки РФ, в повышении квалификации учителей родных языков, а также целостной системы мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся к изучению родных языков. В их числе республиканский конкурс сочинений на родных языках «Пою мою республику», республиканский форум «День родного языка», конференции, посвященные жизни и деятельности известных литературных деятелей, республиканские олимпиады, республиканские конкурсы юных сказителей.
Наша общая задача состоит в том, чтобы на всех уровнях была признана важность языкового разнообразия, важность изучения родного языка, сказал Артур Сурин.
Тем более, что методическая база для этого создана, школы практически обеспечены учебниками по родным языкам. Новые федеральные образовательные стандарты требуют пересмотра учебников. В связи с этим утверждена Лингвокультурологическая концепция преподавания башкирского и других родных языков в общеобразовательных учреждениях республики, учитывающая социокультурную и психологическую сущность языка. Указом Президента Республики Башкортостан утверждена Концепция развития национального образования, которая должна стать основополагающим документом в развитии национального образования, преподавании родных языков. Если прежней Концепцией в качестве приоритетной задачи было сформулировано возрождение национальной школы с обучением на родном языке, то новой Концепцией ставится более глобальная задача возрождение этноса на новом уровне в соответствии с мировыми требованиями через сферу национального образования. Родной язык выступает как основной фактор формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру.
Сегодня многие родные языки оказались в зоне риска, на грани исчезновения, подчеркнул замминистра образования республики. Выросло несколько поколений, не знающих родного языка, именно они сейчас, будучи родителями, выступают против родного языка.
Работники образования сегодня являются чуть ли не единственными проводниками идеи сохранения и развития родных языков, поэтому они должны занять правильную и активную позицию в данном вопросе, заявил Артур Сурин. Сегодня мало кто задумывается над тем, что родные языки - это ценность, что с исчезновением языка уйдет культура целого народа, без языка нет перспективы развития любого народа. Поэтому сохранение языков и их изучение в образовательных учреждениях всегда должны быть в центре внимания как государства, так и общественности.