Вопросы профессиональной компетентности учителя, факторы, влияющие на достижение его профессиональной успешности, - в центре внимания участников секци ...
Вопросы профессиональной компетентности учителя, факторы, влияющие на достижение его профессиональной успешности, - в центре внимания участников секционного заседания «Профессиональные компетенции учителя», проходящего в рамках республиканского учительского съезда в Институте развития образования РБ.
Проблема определения профессионализма учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками. Как известно, уровень профессионализма зависит от профессиональной компетентности учителя. При этом профессиональное обучение рассматривается как формирование основ будущей профессиональной компетентности.
К, так называемой, предметной компетентности учителя сегодня предъявляются повышенные требования, что отразилось и в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), отметил, выступая на заседании, ректор Института развития образования РБ, кандидат социологических наук Рустам Ишмухаметов. Результатом кардинальных изменений в образовании стало многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, педагогических систем и технологий. В большинстве случаев учителю без достаточно серьёзной предметной и методической подготовки трудно в этом ориентироваться и осуществлять выбор.
В системе повышения квалификации Института развития образования РБ отработаны адекватные способы своевременного решения этой острой проблемы. В учебных планах обязательно присутствует «входное» тестирование с целью выявления базового уровня знаний учителей. По результатам тестового контроля осуществлялась своевременная корректировка учебных планов. В программы курсов включены разработка и защита авторских образовательных и воспитательных программ, программы опытно-экспериментальной работы, конспект уроков, разработка уроков с помощью информационно-коммуникативных технологий, образовательный проект по проблеме эксперимента, методическое сопровождение авторских программ и прочее, а также дистанционное обучение по накопительной системе; издание сборника тезисов учителей; контроль через систему тестов и анкет, программированный контроль; стажировки на базе инновационных образовательных учреждений; открытые уроки. По завершении курсов проводится выходной контроль через систему тестов, анкет и программированный контроль. Немаловажную роль играет работа института с базовыми школами и опытно-экспериментальными площадками такими, как школы №8 и №45, лицеи №96 и №5, гимназия №115. Базовым школам и экспериментальным площадками кафедрами института оказывается консультативная, методико-просветительская поддержка.
Сложившаяся модель развития ключевых профессиональных компетенций учителя, реализуемая нашим институтом, может и должна сама развиваться с учетом запросов учеников, родителей и общества. - считает Рустам Ишмухаметов. Имея основу и традиции, легче будет разрабатывать и внедрять инновации в формирование и развитие профессиональных компетенций.
Участники заседания обсуждают широкий спектр вопросов, касающихся как формирования профессиональной компетентности учителя, так и совмещения компетентностного подхода и традиционного содержания обучения, влияния СМИ на подрастающее поколение, профессиональной оценки учителя, нравственного примера учителя и другие.