Открытие выставки шамаилей, выполненных по дереву, состоялось сегодня в Уфе, в здании Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ). В эт ...
Открытие выставки шамаилей, выполненных по дереву, состоялось сегодня в Уфе, в здании Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ). В этот раз организаторы представили собравшимся работы молодого художника Рузиля Сулейманова.
Подобное мероприятие проводится у нас уже третий раз, сказал, открывая выставку, заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью Руслан Саяхов. - При этом экспозиции признанных мастеров чередуются с работами молодых и пока еще мало известных авторов. Так, на первой выставке, которая прошла в ноябре прошлого года, были представлены работы студентов Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Вторая выставка была посвящена творчеству известного фотохудожника Рамиля Кильмаматова. И вот снова перед нами молодое дарование.
Рузиль Сулейманов, который в настоящее время является студентом Уфимского юридического института МВД РФ, начал осваивать древнее искусство шамаиля под руководством опытного наставника из Египта два года назад и за это время сумел добиться больших успехов на этом поприще. Нынешняя выставка - первая в его биографии.
По мнению председателя ДУМ РБ, муфтия Нурмухамета Нигматуллина, молодость автора никак нельзя считать недостатком, наоборот, это говорит о большом таланте.
Арабская каллиграфия - один из самых красивых алфавитов мира, сказал Нурмухамет хазрат. - В течение почти тысячи лет, со времен проникновения ислама на территорию современного Башкортостана, наши деды и прадеды пользовались этой письменностью. Сегодня в архивах нашего управления хранится немало документов, написанных на арабском языке, которые требуют самого тщательного изучения. Поэтому сам факт, что молодежь проявляет интерес к изучению арабской письменности, очень радует. А тягу молодого поколения к созданию настоящих произведений искусства на основе древнего алфавита и вовсе следует считать выдающимся событием. И пусть автор, чьими работами мы любуемся сегодня, пока еще мало известен, вполне возможно, что уже в скором времени его творения будут выставляться на выставках многих стран мира.
Эта выставка - яркий пример того, что древнее искусство шамаиля в наши дни активно возрождается, считает заместитель председателя ДУМ РБ Аюп Бибарсов. Причем те работы, которые появляются сегодня, - лучшие в истории мусульманской уммы России. В дореволюционный период создание подобных шедевров было невозможным чисто технически. А впоследствии в течение почти восьми десятилетий искусство наших предков было предано забвению из-за гонений, которым подвергалась религия. Сегодня молодые шамаилисты, возрождающие мастерство своих прадедов, создают настоящие произведения искусства. Любой человек, глядя на них, не может не восхищаться мастерской работой художника. А для мусульман эти изящно выполненные тексты из Корана, кроме того, и священны.
Присутствовавший на открытии выставки вице-президент Благотворительного фонда имени Кинзи Арсланова Салават Арсланов выразил убеждение, что работы Рузиля Сулейманова обязательно должны быть выставлены за рубежом. Первую такую выставку, по словам Салавата Арсланова, можно организовать в Казахстане в рамках развития международных связей фонда и его сотрудничества с ЮНЕСКО.
Поддержку в организации зарубежных выставок шамаилей Рузиля Сулейманова пообещал оказать и представитель Ирана Сирус Борзу, занимающийся педагогической деятельностью в Уфе в медресе имени Марьям Султановой и содействующий развитию связей между Ираном и Башкортостаном.
Шамаили, изготовлением которых занимается Рузиль Сулейманов, люди, мало знакомые с культурой ислама, нередко называют исламской «иконой». На самом деле такое определение в корне неверно. Шамаиль - это особый вид религиозного искусства, в художественном строе которого причудливо соединились мусульманская изобразительная и каллиграфическая традиции. Образный язык шамаиля символичен и очень разнообразен. Он вбирает в себя и тексты из Корана, и богатую символику народного ислама, и виды святых мест паломничества.
Само слово "шамаиль" в переводе с арабского означает "качество", "достоинство". Истоки этого вида искусства восходят к первым векам существования ислама, когда в народе от поколения к поколению стали передаваться словесные описания высоких достоинств пророка Мухаммеда. Этот вид устного народного творчества породил особый жанр религиозной литературы, который именовался по-разному, ЂЂЂ йорт догасы (домашняя молитва), аят-аль Курси, или аят ляуха (дощечка с надписью), накыш (рисунок).
Все эти виды каллиграфического искусства, предназначенного для украшения интерьера, впоследствии были объединены термином "шамаиль". Шамаили могут быть достаточно разнообразны как по используемому материалу, так и по особенностям исполнения. Если истоки одних, например, каллиграфических цитат из коранических сур хадисов, лежат в профессиональном творчестве каллиграфов, то другие тесно связаны с народной культурой, могут быть выполнены в лубочном стиле и рассчитаны на восприятие простых горожан и сельчан.
Тексты из Корана, расписанные золотом и серебром на бумаге, бархате или стекле и облаченные в позолоченные рамы, сегодня можно найти в большинстве мусульманских магазинов. Искусство шамаиля имеет большое значение в культуре всех народов России, исповедующих ислам, поскольку говорит с каждым мусульманином о вере доступным и понятным языком.
В советскую эпоху по известным причинам деятельность шамаилистов практически прекратилась. Сегодня в нашей республике принимаются совместные усилия образовательных и религиозных учреждений по возрождению этого вида искусства. Наряду с ДУМ РБ особенно большую работу в этом направлении проводит Башкирский государственный университет имени М. Акмуллы, где ряд студентов осваивает профессию шамаилиста. По словам ректора университета Раиля Асадуллина, в этом вузе даже запланирована защита дипломных работ по искусству шамаиля.
В перспективе выставки шамаилей планируется проводить в мечетях города, а, возможно, и в общественных местах, таких, например, как Центральная художественная галерея ТДК "Гостиный двор".