Новые статьи

Башкирия накануне Крещения

17.01.2013 | Разное  |  Источник: http://proufu.ru

Совместный проект портала ProUfu.ru и Уфимской Митрополии по благословению Высокопреосвященнейшего Никона, Митрополита Уфимского и Стерлитамакского

Башкирия накануне Крещения


Праздник Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа относится к числу двенадцати основных христианских праздников. Отмечается он 19 января, когда заканчиваются Рождественские святки. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Вода, освященная в эти дни, называется Богоявленской и считается великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и таким образом распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

Отвечает

Канун Крещения – 18 января – называется Крещенским сочельником и является днем строгого поста. В этот день или совсем не полагается кушать до Крещенской воды, или допускается совсем чуть-чуть. Это делается в знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни. Однако пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения можно и тем, кто не держал пост в этот день. Но делать это надо с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой. Церковь в богослужебном Уставе дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят».

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Вода – начало жизни. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную и очищению от грехов.

В память того, что Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан и освятил воду Своим Крещением, бывает водосвятие.

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления).

Оно называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления – в реках или других местах, где берут воду.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза: накануне праздника в Крещенский сочельник (18 января) и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Вода имеет одну и ту же благодатную силу Божию, которая посылается Духом Святым по вере человека.

Далеко не всем ясен смысл ночных купаний в проруби. Кто-то приписывает это к священным таинствам, кто-то видит в этом отголоски язычества. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи. Несомненно, святая вода – это целительная сила, способная излечить множество физических и душевных недугов, оградить от темных сил. Но все это может произойти только после благоговейной и искренней молитвы, после истинного покаяния.

Купание в проруби (иордани) — это лишь старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Считать крещеным себя нельзя. Окунание в прорубь – это только лишь благочестивый обычай, который не стоит путать с Таинством Крещения, совершаемым священником.

Если бутылка, в которой хранилась святая вода, опустела, то, естественно, следует ее снова наполнить святой водой, взятой из церкви или из святого источника. Если же емкость, в которой ранее хранилась святая вода или освященное масло, пришла в негодность, то ее не стоит утилизировать, как обычный мусор.

Существует добрая, благочестивая традиция, согласно которой все, что было связано со святыней, - бумажки, в которые были завернуты просфоры, пузыречки от святого масла или святой воды и другие предметы, приобретенные в церкви и по разным причинам пришедшие в негодность, не выбрасываются вместе с мусором, а сжигаются. А те предметы, которые не горят, закапываются в землю в непопираемом месте, например, у себя на огороде.

Фото Яны МОСКАЛЬ

Анастасия Андреева




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления