В лагере оппозиции В.Путину неожиданно, оказался и глава Башкортостана – Рустэм Хамитов. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан отказалось рассматривать инициативу федеральных депутатов. Сомнений, что рассмотрит, нет. Если б Рустэм Хамитов был мэром Москвы, шанс на победу в выборах у него может быть и был, а в Башкортостане даже оппозиция поддерживает В.Путина, не говоря уже об избирателях. Назначение губернаторов предполагается проводить по следующей схеме: политические партии будут предлагать Президенту Российской Федерации по три кандидатуры на должность главы региона. Президент России в свою очередь наделяется полномочиями отобрать из всех представленных соискателей троих. Отобранные Президентом страны кандидатуры будут представлены Государственному Собранию – Курултай Республики Башкортостан, депутаты которого изберут для нас главу региона. Каковы же шансы политических партий в предстоящей избирательной гонке? При анализе использованы данные по выборам в Государственную Думу VI созыва, выборам в Уфимский городской Совет III Созыва и выборам в Советы муниципальных образований районов и городов республики Башкортостан. Справка: По данным на 1 июля 2011 года, в республике насчитывалось 3 миллиона 22 тысячи 563 избирателя. По этому показателю Башкортостан занимает седьмое место среди российских регионов, а по количеству избирательных участков – 3528 — лидирует в стране. За думские мандаты в Башкортостане вели борьбу 92 кандидата, представленные в региональных списках семи политических партий. Итоги подсчета голосов избирателей по данным ЦИК РБ на 4 декабря 2011 г. по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва: По итогам подсчета голосов ЦИК РБ обнародовала: «Единая Россия» - 70,5%, КПРФ 15,65%, «Справедливая Россия» – 5,45%, ЛДПР – 5,20%; «Яблоко» — 1,25%; «Патриоты России» — 0,54%; «Правое дело» – 0,39% голосов. Альтернативные подсчеты голосов, проводившиеся на выходах из участковых избирательных комиссий, прогнозировали «Единой России» не более 30% голосов, «КПРФ» – более 50%, «Справедливой России» – порядка 18%.
За все время избирательной кампании республика Башкортостан лидировала по количеству жалоб на органы исполнительной власти, действия членов избирательных комиссий, политических партий. В качестве заявителей выступали как оппозиционные партии, так и отдельные кандидаты в депутаты Государственной Думы. Заявители обжаловали как формальные признаки нарушения избирательного законодательства – превышение установленного тиража агитационных материалов, не указание обязательных выходных данных, так и факты – избиение кандидата в депутаты, удаление наблюдателей в день голосования, отстранение членов УИК, незаконное удержание кандидата в депутаты, вбросы бюллетеней в избирательные урны, распространение недостоверной информации о кандидатах, блокирование работы интернет изданий, DDOS атаки на СМИ. Тремя членами ЦИК РБ (КПРФ, СР, ЛДПР) были внесены «особые мнения» на итоговой протокол голосования. По мнению кандидатов в депутаты от оппозиционных партий, Башкортостан изобиловал нарушениями. Факты нарушений избирательного законодательства были оглашены на пленарном заседании Государственной Думы главой Следственного Комитета РФ, а также опубликованы в федеральных и зарубежных средствах массовой информации. Официальные СМИ Башкортостана заявляли об отсутствии выявленных фактов нарушений избирательного законодательства. Между тем,социальные сети, оппозиционные СМИ опубликовали наиболее острые моменты противостояния за власть, в ходе думской избирательной компании.
Выдержка из наиболее острых эпизодов думской компании. Группа кандидатов в депутаты, в сопровождении оперативно-следственной бригады,прибыв в ТИК Кировского района вслед за председателем УИК №94, сбежавшим в ТИК из УИК №94 с мешком бюллетеней, фактически блокирует работу ТИК Кировского района. Недовольство кандидатов в депутаты вызывают выявленные ими в ТИК следующие факты. В подвале администрации Кировского района городского округа город Уфа, ТИК размещался на первом этаже администрации, представители УИК района упаковывали мешки с бюллетенями, опечатывали и докладывали в них какие-то бумаги. По законодательству данные процедуры должны были быть проведены в УИК-ах в присутствии наблюдателей. Прибывшая на место с кандидатами оперативно-следственная бригада не вмешивалась, заявления не принимала. С 02.00 часов ночи до 06.00 утра кандидаты в депутаты безуспешно пытаются добиться приезда представителей прокуратуры и СКП. В дальнейшем, заявителям было отказано в возбуждении уголовного дела по факту отсутствия состава преступления. Следствие не усмотрело в действиях членов УИК и ТИК состава преступления. Мешки с бюллетенями следствием не скрывались, экспертиза подписей избирателей в листах выдачи избирательных бюллетеней не проводилась. На выборах в Государственную думу впервые проявились внутриэлитные конфликты и недовольства деятельностью назначенного главы республики – Рустэма Хамитова. Представители элит охотно использовали кандидатов в депутаты, партии, в борьбе с региональной властью. В конечном счете, информационная блокада на благополучный и процветающий Башкортостан была прорвана. Исполнительная власть с огромным трудом преодолела неорганизованный штурм оппозиционными партиями предвыборных баррикад. Оппоненты власти в лице представителей элит негласно поддерживали партии финансовыми и людскими ресурсами, предпринимали попытки оказать давление наглав районных и городских администраций с целью проведения объективной избирательной компании. В результате им не удалось добиться успехов по причине сложноподчиненности участковых избирательных комиссий. Причинами провала оппозиции, также можно назвать – отсутствие единого координационного центра, достаточных финансовых ресурсов и слабой предвыборной стратегии. В основном, все кандидаты от партий стремились добиться собственной узнаваемости, конкурировали между собой, что в результате и послужило причиной поражения. Одним из главных поствыборных событий является фактический отказ политических партий поддерживать кандидатов в депутаты в борьбе за отмену думских выборов. Выборы в уфимский городской совет - в отличие от выборов в государственную думу- со стороны оппозиции прошли более организовано. Оппозицию представлял бизнесмен Альберт Мухамедьяров. В созданном им штабе фактически оказались консолидированы все оппоненты власти, в том числе и недовольные отсутствием местного самоуправления активисты. Предвыборная стратегия оппозиции поражала массированностью и креативностью мероприятий. В то же время, агитационные и информационные материалы по содержанию оказались скупыми и ограниченными (это проблема требует к себе особого внимания). Кандидаты от оппозиции не жалели времени и сил на поквартирный обход жильцов города Уфы, проводили встречи с населением, массовые акции протеста по наиболее актуальным проблемам. Впервые оппозиция вынуждает региональную администрацию сменить привычную практикупроведения выборов, ориентированную только на подсчет голосов, заставляет ее усомниться в возможностях победы выдвинутых кандидатов и перенять тактику оппозиции. Кандидаты в депутаты от власти неохотно и огромным сопротивлением вынуждены были встречаться с населением и объясняться по многочисленным проблемам. В ряде мест население практически изгоняло кандидатов от власти, встречая бурными аплодисментами кандидатов от оппозиции. Это была историческая победа оппозиции и иллюстрация ограниченности административных ресурсов. В случае повторения подобной ситуации по Башкортостану, даже в ее части, региональная администрация потеряет контроль над ситуацией. Протестная активность в Уфе за две недели достигла критической массы, администрация г.Уфывынуждена была аврально закрывать любую проблему, по которой заявлялась оппозиция. Оппозиция с огромной армией агитаторов (около пяти тысяч человек), кандидатами в депутаты (порядка 20 человек) продемонстрировала властям и другим оппозиционным силам возможности институтов гражданского общества. Наиболее яркий пример – закрытая поликлиника в одном из районов города Уфы была полностью отремонтирована и введена в эксплуатацию за считанные дни. Пик активности и зашкаливающие рейтинги вынуждают региональную администрацию использовать последний аргумент - суд. За сутки до завершения избирательной компании все оппозиционные кандидаты в депутаты были сняты с предвыборной гонки решением Верховного Суда Республики Башкортостан. Единственно оставшийся кандидат в депутаты Любовь Белышева набирает по округу более 40% голосов избирателей. Примечательно, процент голосов за оппозиционного кандидата совпал с результатами социологических опросов, проведенных независимыми аналитиками. На выборах в Уфимский городской Совет традиционно удалялись наблюдатели партий, независимые журналисты. Впервые наблюдателям и журналистам удалось не только выявлять нарушения, но и скоординировать свои действия по освещению событий с избирательных урн. Это было одно из самых серьезных достижений дня голосования в современном Башкортостане. Выборы в муниципальные советы городов и районов Башкортостана прошли незаметно, как для региональной администрации, так и для избирателей. Уже летом 2012 года элиты получали сигналы о скорой отмене закона всеобщей выборности губернаторов и необходимости консолидации ресурсов на предстоящие выборы в государственное собрание. На выборах в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан будет организовано 55 избирательных округов. Выборы будут проходить по смешанной системе. Всего в государственное Собрание будут избраны 110 депутатов. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан утверждает бюджет, принимает законы в пределах своих полномочий, вводит налоги, главное, рассматривает и утверждает кандидатуру премьер-министра Правительства, а также, будет избирать Президента Республики Башкортостан по представлению Президента Российской Федерации. Проблема координации действий оппозиционных политических сил остается актуальной. Новый федеральный закон, дающий широкие права политическим акторам на учреждение политических партий, привел к юридическому расколуоппозиционных сил. Фактический раскол в рядах оппозиции еще не произошел, но, юридически уже оформился. Так в республике учреждена партия народного управления – председатель Альберт Мухамедьяров; образованы региональные отделения всех зарегистрированных политических партий, в том числе и Республиканская партия России, которая уже конкурирует с РПНУ в вопросах идеологии.
Небольшой блиц-опрос, проведенный в Башкортостане, дает следующие результаты. - На выборы не пойдут или готовы проголосовать против всех партий - средний результат – 42% (в том числе 3% хотят видеть в списках партию С.Удальцова; доминирующая часть (порядка 39%) - националистические силы разного толка); - готовность отдать своиголоса за «Справедливую Россию»изъявили12% респондентов; - КПРФ теряет с декабря 11 года позиции и отпускается до результата в 39%; Опрос проводился в 10 городах и 10 районах республики по количеству наибольшего числа избирателей.
В данном опросе мы не ставили цель выяснить отношение избирателя к партиям. Для нас более важным представлялась проблема доли протестного электората. Доля избирателей в протестной части,безусловно, будет расти. На то есть экономические прогнозы (американские экономисты прогнозируют 13 год как наихудщий), и партиям предстоит непростая борьба за их голоса. Вероятность применения региональной администрацией набора ресурсов, обеспечивающих победу лояльных политических сил также высока, но ограничена. Региональной администрации во избежание возможных негативных последствийрекомендуем тщательней производить отбор кандидатов, с учетом «усталости» населения, отказаться от традиционных кандидатов из числа руководителей и чиновников. Кандидаты в депутаты – главная проблема региональной администрации. Аргументируя свою позицию сохранением монополии, чиновники,ответственные за отбор кандидатов, руководствуются субъективными ощущениями, интересами лоббистов и прочими негласными инструментами, впоследствии приводящих к пробуксовыванию реформ. Нелепости, вроде высказывания главы Уфимского Совета в период обильного снегопада, морозов, ДТП на каждом повороте о том, что Ирек Ялалов спас город от пробок, а жителей Инорса от гибели - не есть случайная глупость. Это показатель краха системы отбора кандидатов Рустэма Хамитова. Люди, получившие мандат по стечению обстоятельств, не завоевав его путем политической борьбы, не могут по определению быть двигателями реформ. Инициативность – страшный сон или сбой системы. Новые принципы в формировании депутатского корпуса из числа активного гражданского пула вовсе не приведут к потере власти либо легитимности. Напротив, появится институт, принимающий адекватные управленческие решения.Безусловно, будет период налаживания контактов, диалога, споров и дискуссий. Для этого и содержится заплывший от безделья жиром аппарат чиновников в администрации РустэмаХамитова. Настанет их звездный час–доказатьпрофпригодность. Эффективно конкурировать с региональной администрацией в борьбе за депутатские мандаты смогут партии, эффективно планирующие ресурсы на организацию мероприятий: по привлечению сторонников из числа протестного электората, присутствие в УИК представителей с правом решающего голоса, наблюдателей и их подготовку; скоординирует действия наблюдателей со СМИ. Подготовка наблюдателей и планирование дальнейших действий, как показала практика, являются самыми слабыми звеньями в политической борьбе за депутатские мандаты. Как правило, к подготовке наблюдателей партии приступают за месяц до дня голосования, отбирая их по принципу добровольной инициативы на участие за небольшое вознаграждение от тысячи до трех тысяч рублей. Во главу угла партии привычно ставят количественный показатель присутствия, компетентность и опыт пытаются компенсировать инструктажами и деловыми играми. В ходе выборов в Уфимский городской Совет было установлено, что конкурирующие партии внедряли к оппонентам в наблюдатели своих сторонников, что приводило местами к срыву поставленной задачи. Наблюдатели, проявлявшие активную гражданскую позицию, даже пройдя инструктаж и деловую игру, оказывались юридически не готовыми к возникающим нестандартным ситуациям, а горячая линия, созданная в округах и состоящая из двух консультантов не успевала обработать все обращения наблюдателей. Проблема может бытьрешена путем создания единого, независимого и постоянно действующего корпуса наблюдателей, отслеживающего все изменения в законодательстве и отрабатывающая технологии путем участия во всех избирательных компанияхна территории России. В случае если партиям удастся договориться о создании такого корпуса, привлечь инвестиции, то в перспективе расходы партий в части финансирования наблюдателей могут существенно сократиться. Обжалование протоколов УИК также целесообразно проводить через единый центр из-за фактической нехватки юристов, специализирующихся на избирательном праве. Заранее скоординированные действия с независимыми средствами массовой информации по вопросам освещения выявленных наблюдателями нарушений также могут обеспечить демократичность и прозрачность хода голосования. В целом политические партии республики Башкортостан готовы бороться за голоса избирателей и с учетом того, что основное внимание будет сконцентрировано в протестном поле, ожидается, что выборы в Государственное Собрание - Курултай будут проходить в атмосфере скандальности, войны компроматов, провокаций и нарушений законности. Наиболее организованными по-прежнему остаются КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Региональная администрация в этой тройке имеет влияние на КПРФ, ЛДПР и, безусловно, будет претендовать на свою долю в протестном сегменте.
Вывод: Из вновь образованных партий, проанализировав предоставленные ими предвыборные программы и планы по работе с избирателями, с сожалением констатируем отсутствие в документах анализа преимуществ парламентских партий и электоральных ожиданий. Отсутствует и понимание ресурсной составляющей избирательной компании. В этой связи парламентским партиям стоило б всерьез задуматься о межпартийных соглашениях и, тем самым, не распылять голоса избирателей. Даже не значительный процент голосов, отданных за непарламентские партии, может отразиться на общем результате парламентских.
Азамат Галин, общественный деятель